Что интересного было во второй день TransRussia | SkladTech 2024
Подводим краткие итоги 4-х состоявшихся конференций.
Завершился второй выставочный день TransRussia | SkladTech 2024. За два дня в совокупности выставку посетили 26 339 специалистов. 580 компаний из 20 стран продолжили демонстрировать свои услуги в области транспортной логистики, оборудование и технологии для склада. В рамках деловой программы состоялись четыре конференции – их краткие итоги в этой новости.
28-я Международная конференция для грузовладельцев и перевозчиков «ТРАНСРОССИЯ»
В главном зале, с 10:30 до 12:00, проходила дискуссионная сессия «Новые векторы. Авиагрузовые перевозки России». Модератором выступила Елена Конкина – заместитель генерального директора по коммерческой деятельности «Москва Карго».
Первый доклад об основных логистических трендах 2023-2024 гг. представила Ольга Полянская, генеральный директор «ЭйрКаргоП ро». По данным эксперта, на российском рынке грузовых авиаперевозок преобладает импорт, соотношение между импортом и экспортом составляет примерно 80% к 20%. В итоге на рынке наблюдается избыток свободных экспортных емкостей. Также спикер сообщила, что в последние 2-3 года в отрасли произошел прорыв в использовании цифровых технологий.
Петр Пастушенко, директор по продажам и развитию бизнеса SKY-PL Group, презентовал статистику по экспортным авиаперевозкам. В 2019 году было перевезено 19,71 тыс. т грузов, в 2023 году – 11,98 тыс. т. Как уточнил спикер, во многом это связано с тем, что не все авиакомпании на российском рынке продолжают подавать статистику. К 2023 году многие экспортные направления уходят в прошлое (Лос-Анджелес, Сеул, Франкфурт, Нью-Йорк и др.). В числе текущих вызовов Петр Пастушенко назвал авиационные емкости и сложности в финансовых переводах.
С докладом о работе компании «Волга-Днепр» выступил Максим Асташин – коммерческий директор авиакомпании «Волга-Днепр». В 2022 году, который спикер назвал шоковым, компания организовала отдельное направление – экспорт скоропортящейся продукции (по большей части морепродуктов). Эксперт также рассказал об особенностях транспортировки камчатского краба. В планах компании разработать оснастку, которое в 1,5 раза увеличит объем перевозимого груза до 37 т.
Денис Беляев, генеральный директор MGM Logistic, представил доклад на тему «Соблюдение температурного режима при транспортировке живого краба». Самое сложное, по словам эксперта, это передержка, ее необходимо не только оборудовать, но и аттестовать, причем как российской, так и китайской стороной. ГК «Антей» первой организовала технологию передержки, которая позволяет хранить крабов около года.
С докладом «Трансграничные перевозки в условиях текущего российского рынка: изменения в логистике, тренды, задачи» выступил Илья Рисин – генеральный директор ГБС-БРОКЕР. Как сообщил спикер, схемы перевозок еще больше усложняются, к изменению логистических схем приходится адаптироваться в моменте. Кроме того, остаются проблемы и ограничения в финансовой логистике.
Эксперт рассказал, как улучшить логистику для трансграничных экспресс-грузов:
- Организовать сеть приема отправлений за рубежом
- Организовать регулярные перевозки
- Ускорить процесс прохождения импортных таможенных процедур
Параллельно с дискуссионной сессией, в рамках Международной конференции «ТРАНСРОССИЯ», на площадке TransRussia Академия прошел круглый стол «Транспортная логистика и таможенное декларирование: оформление, актуальные задачи, решение споров», партнером которого выступила Ассоциация Европейского бизнеса.
Участники отметили ужесточение таможенного контроля. По данным экспертов, 95% таможенных проверок сегодня заканчиваются доначислением платежей. Вильгельмина Шавшина, председатель Комитета АЕБ по таможне и транспорту, партнер, руководитель практики Международной торговли и таможенного регулирования Группы компаний Б1 и модератор круглого стола, рассказала, что в 2024 году плановое задание для Федеральной таможенной службы по сборам таможенных платежей в бюджет обновило исторический максимум и составило 7,4 трлн рублей. Для сравнения: в 2023 году эта цифра составляла 6,4 трлн рублей.
Участники круглого стола дали обзор тенденций в транспортной логистике и обсудили такие темы как перемещение товаров на таможенный склад, практику внесения изменений в декларацию на товары, судебные тенденции таможенных споров и риски административной ответственн ости при перевозке товаров под таможенным контролем.
В рамках круглого стола выступили Вадим Захаренко, заместитель председателя Комитета АЕБ по таможне и транспорту, Глава Постоянного представительства IRU в Евразии, Николай Коноплев, менеджер по развитию бизнеса НАО ТРЕЙД Компании WellGo, Лена Белозерова, советник, руководитель направления Алюмни Партнерс, Алексей Аронов, советник, соруководитель практики таможенного права и внешнеторгового регулирования Denuo, Дмитрий Золотых, старший консультант, практика налоговых и юридических услуг Группы таможенного регулирования и международной торговли Группа компаний Б1.
Деловую программу в Главном зале продолжил Круглый стол «Неочевидные и скрытые риски в логистике: где на самом деле финансовые потери». Модерировал сессию Николай Галушин – генеральный директор Национальной страховой информационной системы (НСИС).
Роман Фролов, член Совета Директоров Страхового Дома «ВСК», наблюдается серьезный рост частоты страховых случаев, что связано с изменением и усложнением маршрутов. Также эксперт отметил активную цифровизацию отрасли, в том числе страхования в транспортной логистике. Далее своим мнением поделилась Оксана Чернышева – руководитель отдела ценообразования компании «Скиф-Карго». По мнению спикера, цепочки поставок сильно удлинились и усложнились, в компании вынуждены делать товарные запасы, чтобы минимизировать риски. С другой стороны, на тех клиентах «Скиф-Карго», которые ранее проводили импортозамещение, удлинение цепочек поставок сказалось не так сильно.
С тем, что цепочки поставок претерпели значительные изменения, согласился Максим Шапочка – директор по продажам РЖД «Бизнес Актив». При этом эксперт отметил, что в отношении восточных партнеров ценовые и сервисные условия сохраняют стабильность. Виктор Разин, руководитель группы по развитию транспортного бизнеса FM LOGISTIC, отмечает негативный тренд роста дебиторской задолженности. В то время как подрядчики хотят получать деньги как можно быстрее, у некоторых клиентов не сходятся планы логистических бюджетов с реальными тратами.
Отвечая на вопрос модератора, руково дитель направления «CберСтрахование» Андрей Кузнецов сообщил, что в данный момент потребности логистов, экспедиторов, грузовладельцев постоянно меняются. Поэтому компания стремится вникнуть в бизнес-процессы клиентов, чтобы полноценно оценить риски. Кроме того, как сообщил эксперт, к разным клиентам нужен разный подход. Например тем, которые активно уходят в IT, нужно поставлять весь спектр услуг по обработке массива данных по страхованию грузов.
Александр Медведев, директор по управлению рисками «Эн+», отметил несколько тенденций на рынке страхования – конкуренция между страховщиками во многом основывается на том, сколько страховщик может дать на удержание и какие риски подписать. Также спикер сообщил, что выделить действительно крупных страхователей можно по тому, что у них выделено отдельное направление по работе с другими страховыми компаниями.
Далее к дискуссии присоединился Чжао Ди – руководитель направления трансграничной логистики B2B-платформы КИФА. Страховая компания не всегда может мгновенно выплатить стоимость поврежденных товаров, за получения выплаты придется бороться и требовать возмещения. Во время наступления страхового случая вероятность выплаты варьируется от обстоятельств, выбранной страховой компанией.
О рисках в логистике B2B и на маркетплейсах поделилась Влада Коротаева – менеджер по работе с маркетплейсами «Мам купи». Компания никогда не сталкивалась с риском в логистике B2B, чего нельзя сказать о маркетплейсах. Случались пожары, не приезжали машины, терялись товары при транспортировке, на самом складе. Сейчас, по словам спикера, ситуация улучшилась в плане логистики, но сохраняются риски в работах самой площадки маркетплейса: невыкупы, порчи товара, задержка доставки самой площадкой и др.
Светлана Вьялкова, директор департамента по массовому страхованию грузов Группы «Ренессанс Страхование», обратила внимание о необходимости цифровизации. Эксперт уверена, если речь идет о тысяче грузов, то справиться вручную, без цифровизации и автоматизации, невозможно. Также Светлана Вьялкова напомнила, что только работа страховщика заключается не только в страховании грузов, но и урегулировании, то есть сгладить проблему, быстро заплатить, чтобы клиент мог заказать новую доставку. С завершающей речью выступил Андрей Сабитов – генеральный директор Страхового брокера Zunami.
Далее состоялся открытый разговор «Как достичь баланса вагонного парка на сети РЖД?». Генеральный информационный партнер — «РЖД-Партнер». Ведущим мероприятия выступил главный редактор журнала «РЖД-Партнер» Александр Ретюнин.
Игорь Санковский, исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта отметил, что тема баланса вагонного парка активно обсуждается последние несколько лет. Спикер отметил, что в настоящий момент нет нормативного документа на государственном уровне, который бы регулировал такой баланс или подходы к нему, хотя со стороны РЖД и Союза операторов подготовлены методические рекомендации по оценке баланса парка грузовых вагонов с целью создания единого подхода к подсчету парка. В своем докладе эксперт также предоставил расчетные данные РЖД и ИЦО по величине профицита вагонного парка по некоторым родам подвижного состава и отметил существенную разницу в подсчетах в несколько раз.
Заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук выступил с докладом «Баланс парка грузовых вагонов: возможен ли конс енсус между грузовладельцами, операторами и перевозчиками?». В своем выступлении спикер привел данные о погрузке сети ОАО «РЖД» в феврале 2024 года снизилась на 1,4% к февралю 2023 года до 95,9 млн т, в сопоставимых условиях (без 29 февраля) снижение составило 4,7%. Также эксперт отмечает, что тарифный грузооборот снизился до 200,8 млрд т-км, что на 5,4% ниже значения февраля 2023 года. В заключении спикер привел ряд факторов, которые оказали влияние на спрос и предложение полувагонов в январе и феврале 2024 года, среди которых среднесуточное количество вагоноотправок, оборот вагона и парк на сети.
Андрей Кривченков, руководитель экспортных продаж Объединенной Вагонной Компании, выступил с докладом «Анализ парка грузовых вагонов. Формирование долгосрочного баланса парка подвижного состава». Спикер рассказал о производственных мощностях компании ОВК, а также поделился структурой вагонного парка на сети ОАО «РЖД», среди которых по итогам 2023 года 17,5% составила доля инновационных вагонов. Также спикер привел данные о балансе парка вагонов, выпуске и списании. Так, по словам автора, с 2025 года начнет нарастать списание вагонов, которое к 2032 году достигнет примерно 70 тысяч вагонов, что равняется почти текущему годовому объему производства вагонов. Эксперт привел среднесрочный прогноз списания парка цистерн: в 2025–2028 гг. планируется 35,3 тысяч цистерн к списанию.
Ольга Любимова, директор АТЭК, привела аналитику причин, ухудшающих показатель оборота вагона: 35% приходится на простои на технических станциях, 45% — под грузовыми операциями. В своем докладе эксперт привела данные о структуре бизнеса грузоотправителей ж/д транспортом лесных грузов, в которой до 80% занимают предприятия малого бизнеса. Результатом сложившейся структуры вагонопотока спикер отмечает оборот вагона в 18,8 суток, искусственный дефицит вагонов для грузоотправителей, «лишние» вагоны на инфраструктуре перевозчика и снижение провозной способности инфраструктуры перевозчика. Также эксперт рассказала на примере Горьковской железной дороги Кировского региона распыление погрузки и ступенчатую маршрутизацию с мест погрузки МСП, которая позволит систематизировать погрузку.
В своем выступлении генеральный директор Нефтехимической транспортной компании Александр Сапронов отметил две составляющих новой, по словам спикера «квантовой» логистики — мобильность и технологии. Говоря о мобильности, спикер отметил другие, не только традиционные направления маршрутов и перевозок, «что будет западнее Восточного полигона, которые дадут новые возможности по торговле и движению товаров и груза», обратив внимание на станцию Бийск. Говоря о технологиях, эксперт отметил вложение в технологии в аспекте интеллектуального капитала. Также Александр Алексеевич выделил новые функции вагона на современном этапе — это хранение груза на колесах, «мобильный склад».
Заключительным стало выступление заместителя генерального директора ГК «ФинИнвест» Владимира Геруса с докладом на тему: «Технологии как инструмент достижения баланса на сети РЖД». Спикер рассказал о структуре группы и терминальной сети, которая включает 11 транспортно-логистических центров. Также спикер рассказал о развитии морской линии Panda Express line, которая является морским логистическим провайдером с 6 судами. Также Владимир Леонидович акцентировал внимание на импорте в полувагонах и особенностях и механизме логистической цепочки. В заключении спикер выделил тренды развития сети РЖД и вагонного парка:
- Модернизация и строительство инфраструктуры необщего пользования
- Новые технологические решения
- Государственное регулирование перевозок грузов в контейнерах
Финальным мероприятием деловой программы в Главном зале стала итоговая стратегическая сессия «Многополярный мир: новые пути развития транспорта и логистики». Модератор сессии Александр Ованесов, управляющий партнер «Артур Консалтинг», поделился результатами опроса подписчиков Телеграм каналов «Транспорт и логистика», «Цифровой транспорт», «Логистика без границ».
Первым выступил Иван Капцов – руководитель отдела закупок логистических услуг СИБУР Холдинга. Как сообщил эксперт, компанию сильно ограничивает жд, сам эф каналы как для нефтехим ограничены, что заставляет использовать более дорогие. С 2020 года стоимость логистики увеличилась в два раза, при этом сама стоимость т овара в ряде случаев даже снижается. Поэтому не все товары компании выдерживают «ножницы цен». Так, легче продать газ, чем производить каучук.
По мнению Дмитрия Кутателадзе, директора по маркетингу «Рускон», российский транспортно-логистический комплекс подтвердил высокий уровень адаптивности и устойчивости. Замещение зарубежных перевозчиков произошло региональными перевозчиками из дружественных стран и российскими перевозчиками. На текущий момент потребности в логистике закрываются в достаточной степени для вывоза и ввоза продукции. Эксперт также упомянул о повороте на Восток.
Далее своим мнением поделился директор «Дженти» Кондратий Гайкевич. По мнению эксперта, вместо падения в разы количества объемов перевозок и стареющего парка грузовиков, рынок в 2024 году наоборот находится на подъеме. Кондратий Гайкевич также прокомментировал, почему рынок перевозок стал рынком перевозчиков – потому что предложение услуг сократилось, людей, готовых заниматься этим бизнесом, все меньше – средний возраст водителя увеличивается. Эта профессиональная субкультура, как сообщил спикер, должна измениться, чтобы выжить.
Аркадий Иванов, директор по развитию «Трансазия Логистик», напомнил, что Иран – это не новый путь, и существовал он давно. По мнению эксперта, путь «Север-Юг» – это российская альтернатива проекту «Один пояс – один путь», который даст выход экспорту – продовольствию и нефтяным грузам. По мнению спикера, все начинается с торговли, поэтому, чтобы наладить отношения с Ираном, в страну должен проникнуть российский малый и средний бизнес, который положит начало крепким связям.
Об увеличении количества услуг, предоставляемых российскими тр анспортно-логистическими компаниями, рассказала Лариса Коршунова – директор по взаимодействию с органами государственной власти и международными организациями «ОТЛК ЕРА». Это говорит о том, что на рынке произошло замещение, спикер призывает поддерживать эту тенденцию и проникать на рынки дружественных стран. Также спикер отметила высокий уровень использования технологий таможенными службами в России – на уровне не хуже, чем в Европе.
Нина Чаплинская, начальник Управления «Внешнеэкономическая деятельность» банка ВТБ, в своем докладе сделала акцент на статистику по трансграничным переводам. В течение 2023 года росло как количество исполненных переводов в разрезе валют (с 27 тыс. в 1-м квартале до 46 тыс. в 4-м квартале), так и объем исполненных переводов, приведенных к рублю в разрезе валют (с 342 млрд руб. в 1-м квартале до 937 млрд руб. в 4-м квартале). Использование юаня значительно растет как по количеству транзакций, так и по объему переводов. «По юаню риски умеренные», – сообщила эксперт, также упоминая о сложностях в расчетах.
4-я отраслевая конференция «Логистика в электронной коммерции»
О работе на высоких скоростях и опыте запуска проектов в интернете рассказали на проектной сессии «Как логистика отвечает на новые требования клиентов ecom?»
Руслан Рыжонков, член Ассоциации независимых директоров и ex-операционный директор новых форматов Ozon Fresh поделился пятью советами, как повысить лояльность клиентов на последней миле. Чек-лист выглядит так: определить, что важно для заказчика, сократить цепочку работы кол-центра (через обучение операторов и автоматизацию процессов), составить customer journey map, наладить дисциплину, начать ценить труд курьеров. По его словам, говорить об оптимизации затрат можно только после работы над индексом удовлетворенности клиентов.
Руководитель отдела продаж ритейл клиентам Анна Коломенская рассказала о том, как Почта России оказывает сервис логистики для бизнеса:
«Это международные решения, которые в портфеле Почты России уже прошли проверку временем: в том числе мультимодальные, железнодорожные, авиа-, ftl- перевозки. А маркетплейсы – наши партнеры, которым нужен не только ком плекс доставки, но и сортировка на складах: в день мы сортируем миллион отправлений на автоматизированных линиях. Считаю, что будущее e-commerce – за постаматами и автоматизированными пунктами выдачи, где можно получить заказ в любое удобное время».
Директор по розничной логистике Hobby World Илья Горюнов рассказал о главных ошибках при запуске интернет-магазина, которые компания смогла определить на собственном опыте:
«Вместо доставки заказов своими силами нужно сразу же подключать экспресс-доставку, привлекать транспортных агрегаторов, диверсифицировать зоны доставки по разным транспортным компаниям (в зависимости от сроков, качества и условий). Неэффективной на практике оказывается работа с дешевыми транспортными компаниями, у которых нет качественной инфраструктуры: например, смс-оповещений и отслеживания заказов. Аренда недорогого помещения под склад в труднодоступном месте всегда несет дополнительные косты и увеличивает сроки доставки».
Отдельное внимание эксперты уделили будущему экспресс-доставки. Максим Граник, директор по логистике дивизиона DNS считает, что в этом вопросе компании ориентируются на собственные интересы, а не на запрос клиента, и пытаются «переиграть» друг друга все более выгодными предложениями. Сейчас DNS продолжают устанавливать постаматы в магазинах, чтобы клиенты не искали, кто выдаст им интернет-заказ – это обеспечивает скорость и комфорт.
Дмитрий Блинов, управляющий директор LogistiX: «Не создается ценности экспресс-доставки, ведь если человеку нужно что-то срочно, то он должен быть готов заплатить за эту услугу больше. С одной стороны идет борьба за скорость доставки, с другой – за ее стоимость. Рано или поздно это должно подчиниться стандарту “хочешь быстро – плати”».
Дарья Тихомолова, директор по логистике Армос рассказала, что при обсуждении подключения экспресс-доставки важно отталкиваться от специфики товара. Компания регулярно проводит опросы, чтобы выявить ценности клиентов – сейчас доставка в течение 1,5-2 часов не входит в круг их запросов относительно продукта.
По словами руководителя отдела по работе с партнерами и логистике CDEK.Shopping Александра Русакова клиенты компании понимают, что международная доставка не может осуществляться на следующий день, но готовы ждать, потому что продукт востребован. «Есть мнение, что на первое место вскоре встанет уровень сервиса внутри пунктов выдачи заказов – и дело здесь не только в качестве обслуживания и вежливости оператора. Важными могут стать дополнительные услуги: наличие детского уголка, кофе-машины и других бонусов».
4-я конференция по управлению интралогистикой на предприятии | SkladTech
Последний день 4-й конференции по управлению интралогистикой на предприятии | SkladTech посвятили внедрению новых технологий на складах. В рамках рабочей группы «Обзор успешных кейсов роботизации логистики в России» представители российских компаний рассказали, какие технологи выбирают для своих складов и распределительных центров.
В начале встречи Василий Демин, исполнительный директор Координационного совета по логистике рассказал, как провести анализ перед внедрением роботизации:
«Эффективность склада на 80% зависит от входящего потока. Важно делать анализ не просто в объеме в течение года, а подобрать количество мест хранения и отбора в соответствии с динамикой SKU. При подсчетах большинство компаний используют вес и объем короба, а не массо-габаритные характеристики».
Александр Жданов, вице-президент Восток-Сервис:
«Мы выявили самую дорогую операцию на складе – штучный отбор товаров. Решение, которое теперь работает у нас, выглядит так: товары хранятся на мобильных стеллажах с внедрением системы pick-by-light, которые перемещаются с помощью напольных роботов. Когда компания-производитель AMR прекратила поддержку клиентов в России, мы заменили их на решение от российского производителя и поняли, что главное – не само оборудование, а комплексный подход к роботизации. В нашем случае это связь систем WMS, RMS и роботов».
Ренат Усманов, руководитель инновационных программ, Х5 Group
«Мы обсуждали разные решения и инструменты, но в первую очередь автоматизировали процессы, которые “съедали” больше всего трудовых ресурсов и увеличивали delivery time. Для распределительных центров выбрали FMR-роботов, которые не требуют серьезной перестройки процессов. Сейчас проектные инициативы переходят в рисковые: нам важно было снизить зависимость от числа персонала в высокий сезон, поэтому мы начали взращивать экспертизу по роботизации внутри компании, запустили функциональное тестирование, обменивались опытом с Китаем».
Последнее мероприятие конференции – презентация исследования сегмента складской логистики. Руководитель проекта TransRussia Connect Мария Алексеенко рассказала о том, какие планы по роботизации и автоматизации складов есть у российских компаний, сколько из них уже внедрили новые технологии на складах, чего ожидают от складской отрасли в 2024 году.
Команда TransRussia Connect провела исследование в конце 2023 года, чтобы подвести итоги и обозначить планы на будущее. В ближайшее время результатами исследования поделятся в онлайн бизнес-сообществе TransRussia Connect.
8-я конференция «ИТ-решения на транспорте и в логистике. Факторы успеха»
На мероприятии ИТ-специалисты транспортно-логистических компаний рассказали о своем опыте применения информационных технологий в новых условиях, обсудили процессы цифровизации отрасли и поделились своим видением развития IT направления в своих компаниях. Как общий итог, основные факторами меняющие логистику и ИТ сегодня:
- Продолжение процесса перераспределение экспортных и импортных потоков.
- Рост доли ЖД и морских перевозок.
- Активное строительство и обновление транспортных путей.
- Внедрение ИИ в процессы компаний.
- Рост киберугроз и защита инфраструктуры компаний.
Особенно отметим использование ИИ в процессах компаний. Данный тренд еще не носит массовый характер, но он определенно есть. Например, в некоторых компаниях ИИ уже является помощников для: клиентских менеджеров, экспедиторов, HR менеджеров. ИИ на основе больших языковых моделей, позволяет оказывать экспертную помощь для принятия решения.
В сегодняшнее непростое время для логистики, очень важно активно использовать инновации которая дает нам ИТ отрасль, совершенствовать внутрикорпоративную цифровую экосистему, заниматься автоматизацией и особое внимание уделять кибербезопасности и защите ИТ-инфраструктуры. Конференция завершилась обсуждением вопроса: «Что ждет рынок ИТ в транспортной отрасли в конце 2024– начале 2025 гг.?», и тут, в целом, настрой позитивный, но есть еще масса нюансов, которые требуют быстрой проработки и умение адаптироваться.