Завершился первый день выставки
Впереди специалистов транспортной и складской логистики ждут еще два насыщенных выставочных дня.
Первый день TransRussia | SkladTech 2024 подошел к концу. Сегодня выставку посетили 14 790 специалистов, что на 19% больше, чем в прошлом году (12 454 человека). Делимся с вами кратками итогами мероприятий деловой программы. Сегодня на площадках деловой программы состоялись три конференции и торжественные подписания.
28-я Международная конференция для грузовладельцев и перевозчиков «ТРАНСРОССИЯ»
Деловая программа в Главном зале началась с Пленарной дискуссии «Большая Евразия: экономическая и транспортная интеграция». Модерировал мероприятие Геннадий Бессонов – Генеральный секретарь Международного Координационного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП).
Начал сессию Геннадий Бессонов с перечисления документов стратегического планирования, определяющих приоритеты развития транспортного комплекса. Как сообщил эксперт, «транспортная отрасль переживает непростые времена, но не плохие, сложные – да. Рынок российских транспортных услуг ни на йоту не просел», несмотря на всевозможные внешние ограничения.
Далее своим мнением поделился Артур Карлов – директор Департамента стратегического развития Министра транспорта Российской Федерации. Эксперт выделил две главные задачи на сегодняшний день: во-первых, сделать систему стратегического планирования более гибкой, во-вторых, сделать так, чтобы она соответствовала вызовам сегодняшнего дня, один из которых – неопределенность. Спикер упомянул о повороте на Восток, который сделал неактуальными некоторые предыдущие приоритеты, например, по развитие логистики с Европой. Эксперт описал текущую ситуацию на разных торговых направлениях. Так, на направлении «Север-юг» заметен существенный рост перевалки в морских портах – он превысил 55%. На восточном направлении, как уверяет спикер, будут развиваться жд-проекты, к 2032 году планируется увеличить грузооборот на них до 255 млн т.
Следующим выступил Сергей Павлов – Первый заместитель генерального директора, РЖД. «Меняются маршруты, условия перевозок и взаимодействия. Эти изменения – окно возможностей», – сообщил эксперт. По его данным, за 2023 год объемы экспорта, импорта и транзита в международном сообщении составили 551 млн т. При этом 7,4 млн т было перевезено в контейнерах – абсолютный рекорд, в котором 60% заняли международные перевозки. Существенный рост грузооборота наблюдается с Китаем. За прошлый год объем грузоперевозок составил 161 млн т – рост на 36% по сравнению с 2022 годом (118,9 млн т). Двусторонний товарооборот России и Китая в 2023 году составил $240 млрд.
Алексей Гром, генеральный директор – председатель правления ОТЛК ЕРА, привел статистику по общему объему перевозок ОТЛК ЕРА. По итогам 2023 года она составила 674 тыс. ДФЭ. Общая стоимость всех перевезенных грузов равнялась приблизительно $35,2 млрд. Эксперт также привел общие данные по объему мирового рынка контейнерных перевозок, в 2023 году он достиг 129,8 млн т. При этом более 75% перевозок (97,5 млн ДФЭ) относятся к Азии.
Со следующим докладом выступил Денис Илатовский – Первый заместитель генерального директора Управляющей компании «Дело». В докладе спикера прозвучали три главные тенденции на рынке:
- Логистическая отрасль России демонстрирует гибкость и способность быстро адаптироваться. Наблюдается восстановление экспорта, в том числе. При этом ГК «Дело» увеличила контейнерный экспорт через порты РФ на 4%, до 1,73 млн ДФЭ.
- Переориентация грузопотоков на азиатское направление. Средняя загрузка терминалов Дальнего Востока составила 90%. Одновременно с этим происходит перераспределение на маршруты, проходящие не только через порты Дальнего Востока.
- Восстановление контейнеропотока через порты Северо-Запада. При этом февраль 2024 года по объемам для порта Санкт-Петербург превзошел любой месяц 2023 года.
Герман Маслов, вице-президент по линейно-логистическому дивизиону Транспортной группы FESCO, поделился результатами компании за прошлый год. Так, FESCO заняла 33 место среди крупнейших судоходных компаний мира, 7 судов было принято с состав флота, на 25% увеличился контейнерный парк. Что касается изменения объемов перевозок, то на 25% копания увеличила объемы на мультимодальных маршрутах через порты Дальнего Востока, на 22% вырос транзит через Дальний Восток в страны Средней Азии. Транзит из Китая в Европу через сухопутные погранпереходы также вырос – на 58%. Среди дальнейших направлений работы FESCO спикер отметил развитие ТЛЦ за рубежом, развитие коридора «Север-Юг», развитие инфраструктуры на границе с Китаем.
Генеральный директор компании «Фининвест» Александр Кахидзе представил доклад «Сеть ТЛЦ как драйвер развития международных транспортно-логистических коридоров». Терминальная сеть «Фининвест» представлена 11 мультимодальными транспортно-логистическими центрами. В регионах присутствия терминальная мощность достигла 5,65 млн TEU в год. Помимо строительства ТЛЦ, компания оказывает услуги по мультимодальным перевозкам, доставкам «от двери до двери» и др. За 2023 год «Фининвест» перевезла 300 тыс. т грузов.
Следующим докладом на тему «Лесная отрасль: перестройка логистики» поделился Руслан Пряников – управляющий директор «ТрансЛес». Эксперт рассказал об изменениях в структуре экспорта лесной и целлюлозно-бумажной продукции из России. В 2023 году общий объем экспорта составил 25 млн т, что на 20 млн меньше, чем в 2021 году. Основными внешними направлениями жд-перевозок леса и пиломатериалов остаются Китай, Средняя Азия, Азербайджан, Иран.
Международную конференцию «ТРАНСРОССИЯ» продолжил Бизнес-диалог: «Новые горизонты международной логистики». Модератором выступила Наталья Степанова – Заместитель генерального секретаря КСТП.
С первым докладом на тему «Изменение транспортно-логистического ландшафта – новые возможности развития» выступил Владимир Саламатов – Директор Института международной торговли и устойчивого развития МГИМО. Во внешней торговле, по словам спикера, произошло сокращение экспорта «на Запад» и, наоборот, расширение экспорта «на Восток». В контексте нового внешнеполитического курса эксперт уделил особое внимание задаче формирования собственного пространства развития, содействию многополярности мировой торговли, снижения неопределенности новых рынков. По словам спикера, «Китай остается крупнейшим торговым партнером» – за последние два года значительно вырос импорт Китая по части нефти и угля – на 33% и 50% соответственно (по сравнению с 2021 годом).
C докладом «Время возможностей для контейнерной логистики России. Динамичное развитие ТГ FESCO» выступил Герман Маслов. Спикер представил актуальную статистику по контейнерном рынку в России. Так, к марту 2024 года количество контейнерных линий, оперирующих на терминалах ДВ, уменьшилось до 12 по сравнению с 27 в сентябре 2022 года. Также уже в начале текущего года увеличился коэффициент дисбаланса импорта и экспорта в портах ДВ. Дисбаланс потоков, по мнению эксперта, чреват увеличением оборота контейнеров, замедленным движением платформ, дефицитом контейнеров.
Далее результатами своей компании поделился Вячеслав Сараев – генеральный директор РЖД Бизнес Актив. По контейнерным перевозкам эксперт отметил рост на 44% по сравнению с 2022 годом, при этом увеличился и дисбаланс. В 2023 году компания открыла более 10 новых направлений. По словам спикера, у РЖД Бизнес Актив особенно развита компетенция по сухопутным погранпереходам, на их развитии компания делает особый акцент. В сентябре 2023 года было запланировано строительство контейнерного терминала в Забайкальске. К началу 2027 года его проектная мощность должна достигнуть 300 тыс. TEU.
Игорь Пухов, коммерческий директор Глобал Портс, представил доклад на тему «Рынок морской контейнерной перевалки России: адаптация и развитие в новых условиях». На результативность рынков повлияли следующие факторы:
- уход западных компаний,
- санкционные ограничения,
- изменения географии торговли.
Как сообщил спикер, на рынке Северо-Запада произошла смена пула морских линий и снижение объемов торговли с ЕС. На рынок Юга повлияли санкционные ограничения, увеличилась торговля с дружественными странами. Порт Новороссийск перешел рубеж в 1 млн TEU, по мнению спикера, порт будет загружен и дальше. На Дальнем востоке наблюдается рост торговли с Азией и конкуренция за пропускную способность ж/д.
О «Международных грузовых авиаперевозках: ключевых трендах на мировом и российском рынках» рассказала Елена Конкина – заместитель генерального директора по коммерческой деятельности «Москва Карго». Начиная с апреля 2023 года наблюдается постепенное восстановление объема мировых авиаперевозок груза после провального 2022-го. В феврале текущего года рост соста вил 10% к февралю 2023-го. Среди факторов, влияющих на отрасль авиаперевозок грузов, эксперт отметила как положительные (снижение мировой инфляции и др.), так и сдерживающие факторы (завышенная стоимость авиатоплива и др.). Претерпела значительные изменения география грузового трафика. По сравнению с 2021 годом доля Азии выросла с 29% до 57%.
Аналитикой по контейнерообороту в России поделилась Анна Усачева – директор по логистике «Европак». Контейнерооборот российских портов по итогам 2023 года составил 4,96 млн TEU, что на 15% больше, чем в 2022 году. В экспорте было отправлено 1,725 млн TEU (+3,9% по сравнению с 2022 годом), в импорте – 2,04 млн TEU (+23% по сравнению с 2022 годом), в каботаже – 1,08 млн TEU. Среди морских бассейнов наибольшую долю занял Дальневосточный бассейн с 52%, там было перевалено 2,6 млн TEU.
Со своими докладами также выступили: Энтони Чунг – коммерческий директор Shanghai International Shipping Agency Ltd./ ISACO Group, Алипур Самане – генеральный директор Behineh Tarabar Azhour – International Railway Transport and Logistics, Линь Бэйжан – Председатель Международного альянса участников грузовых перевозок железнодорожным экспресс ом (IFREA), Энгин Бильгехан – президент Ассоциации поставщиков международных экспедиторских и логистических услуг (UTIKAD), Шанкар Шинде – председатель Федерации ассоциаций экспедиторов Индии (FFFAI).
Финальным мероприятием 1-го дня Международной конференции «ТРАНСРОССИЯ 2024» стала Дискуссионная сессия «Морские перевозки – искусство лавирования». Модерировал мероприятие Руслан Арсланов.
Первым выступил Алексей Кравченко – коммерческий директор ООО «ФИТ», Fesco интегрированный транспорт. Спикер рассказал о флоте FESCO, дальневосточных контейнерных линиях и о новых сервисах компании. К ним относятся FESCO Balric Orient Line (FBOL) – прямой океанский сервис, связывающий Россию с Индией и Китаем. Средняя номинальная вместимость на сервисе составила 2 471 TEU, на ней работает 6 судов. FESCO также активно развивает сервисы в Индию, Турцию, Египет и ЮВА.
О текущем состоянии и перспективах российско-египетской торговли рассказал Яссер Мостафа – полномочный министр коммерции, глава Коммерческого бюро Посольства Египта в Москве. Эксперт обратил внимание на успешное вза имодействие с компанией FESCO. Аравамутан Чакрапани, вице-президент Индийского бизнес-альянса, поделился своим мнением о будущем российско-индийской торговли. Пока будут российские морские линии в Индии, пока торговля будет проходить в формате «рубль-рупия» и наоборот, эксперт считает, что торговля между двумя странами будет увеличиваться.
Следующим выступил Иван Демченко – Председатель правления металлургического холдинга Новосталь-М. В своем выступлении эксперт выделил три проблемы:
- отсутствие дружественной инфраструктуры за рубежом,
- огромные цены на корабли,
- проблема дефицита кадров в портах.
О господдержке рассказал Артур Галиуллин – заместитель директора Департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли, Минпромторг. Среди мер поддержки: льготное финансирование, компенсация затрат на транспортировку. В этом году планируется создание точек инд присутствия за рубежом в дружественных странах, обсуждается создание новых мер – разработка транспортного сервиса для экспортеров в Латинскую Америку, Азию и Южную Африку.
Рустем Салахутдинов, генеральный менеджер офиса Группы транспортных компаний «Русмарин» в Санкт-Петербурге. По словам спикера, компания отличается вариативностью по логистическим цепочкам и странам. Для эффективной работы в рамках направления «Север-юг» начали формировать представительства в Индии, проводят мероприятия по расширению дорожных мощностей.
Владимир Косой – президент «Центра экономики инфраструктуры», заявил о необходимости плана перестройки логистики с горизонтом на хотя бы 10 лет. Среди ключевых логистических проблем эксперт назвал недостаточное обеспечение инфраструктурой, что усложняет подвоз и вывоз грузов в портах. Так, по словам спикера, в Мурманске инфраструктура уже не справляется с подвозом. Владимир Косой также сообщил о необходимости создания в стране арктического флота.
8-я конференция «ИТ-решения на транспорте и в логистике. Факторы успеха»
В ходе конференции состоялась дискуссия по теме «Темпы цифровизации отрасли: измеряем эффективность».
На площадке TransRussia Академия эксперты в сфере логистики ответили на актуальные вопросы и обсудили востребованные направления в транспортной отрасли. В центре дискуссии стоял вопрос цифровизации и бесшовной логистики. По словам спикеров, тема многогранна и требует комплексной работы. В ходе обсуждения участники пришли к выводу, что тренд на цифровизацию неизбежен.
Стоит отмет ить, что для качественной интеграции необходимы стандарты передаваемой информации, шаблоны стандартных документов, их ревизия и унификация. Кроме того, важную роль в развитии логистики играют правильное планирование транспортной инфраструктуры и грамотное управление потоками. Участники дискуссии считают, что цифровизация и искусственный интеллект сильно повлияют на рынок логистики в будущем.
Также эксперты поделились мнением насчет беспилотных транспортных средств как рыночного элемента грузоперевозок.
Так, спикеры верят, что постепенное внедрение беспилотного транспорта в небольшом масштабе в будущем приведет к повышению эффективности логистики.
Внедрение искусственного интеллекта в логистическую отрасль, реальные кейсы российских компаний, вызовы и проблемы, связанные с этим процессом, обсудили участники дискуссии «Применение генеративного искусственного интеллекта в логистике», организованной при поддержке «Яков и Партнеры». Как рассказал Андрей Павлович, генеральный директор LogiX «Яков и Партнеры» и модератор сессии, к 2030 году суммарный финансовый эффект на рост выручки и сокращение затрат в российской экономике от применения ИИ может составить 8,3-12,9 трлн рублей, из них 1,6-2,7 трлн рублей приходится на генеративный искусственный интеллект. Финансовый эффект в логистической отрасли может достигнуть 900 млрд рублей в год. Порядка 1,5% можно прогнозировать дополнительную выручку транспортно-логистической отрасли России от внедрения ИИ к 2030 г.
Между тем, отметил Андрей Павлович, более 80% компаний уже внедрили технологии искусственного интеллекта в цепочки поставок, более 50% компаний – в производственные процессы и более 30% – в клиентский сервис и маркетинг, но в сфере генеративного ИИ цифры фактически нулевые. Хотя 18% компаний экспериментируют с этими технологиями, но практически ноль готовы быть пионерами в этой отрасли.
По оценкам, независимого эксперта Михаила Бижана, основными драйверами развития ИИ сегодня являются нехватка персонала, низкая эффективность труда и развитие быстрой коммерции. «Последнее – глобальный тренд, который показывает нам, что потребитель хочет получать доставку в течение часа, а на западе – в течение 20 минут. А для этого нужна огромная сеть доставщиков, другой фулфилмент, оптимизированный процесс закупки и т.д. Поэтому, когда мы говорим об ИИ, то мы в первую очередь говорим о технологиях, позволяющих, повысить эффективности персонала и скорость доставки», – отметил эксперт.
Участники дискуссии рассказали, как они уже сегодня используют технологии искусственного интеллекта. По словам Евы Григоровой, руководителя управления автоматизации транспорта X5, у компании есть собственная платформа «х5 транспорт», а в июле 2023 года были запущены регулярные перевозки грузовыми беспилотниками на трассе М11 Москва – Санкт-Петербург. Также в числе направлений работы компании оптимизация затрат, в частности, на топливо, повышение контроля за безопасностью и многое другое.
Антон Попов отметил, что FESCO активно использует ИИ и есть уже завершенные пилоты, в основном в производственных процессах, показавшие эффективность. Андрей Корнеев, ИТ-директор РЖД Бизнес Актив рассказал, что серьезная задача, над которой работает компания – система тарификации, и финальная задача, к решению которой планируется перейти позже – это управление парком.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что главные проблемы внедрения искусственного интеллекта – это отсутствие достаточного объема информации и прозрачности рынка, большие финансовые затраты, юридические проблемы, например, ответственность за аварии, совершенные беспилотниками.
В дискуссии также приняли участие Николай Стадников, бизнес-партнер централизованных функций ИТ Русагро Тех, Сергей Попов, руководитель аналитики Яндекс.Беспилотные технологии (Yandex Self-Driving Group), Денис Шульга, глава логистической практики Axenix, Эдуард Черкин, независимый эксперт в области транспорта и Юлия Вихрева, директор по маркетингу Zunami.
4-я конференция по управлению интралогистикой на предприятии | SkladTech
Спикеры конференции рассказали о своем опыте модернизации, планирования, управления складом и ресурсами, а также об особенностях выбора решений для склада. В центре внимания оказались три наиболее актуальные темы – проблема нехватки линейного персонала, внедрение автомати зации и роботизации.
Открыла конференцию панельная сессия «Современный склад – драйвер роста бизнеса». Василий Демин, исполнительный директор Координационного совета по логистике: «Опросы показали, что индекс удовлетворенности покупателей в 9 из 10 случаев связан с логистикой – причем не только на последней миле. И именно поэтому важно, чтобы склад соответствовал современным требованиям. В условиях нехватки персонала стоит в первую очередь рассмотреть направления роботизации, которые могут быстро и качественно заменить человека на складе: конвейерные и сортировочные системы, напольную роботизацию, AS/RS».
По словам Сигуш Бабоян (CORFAC International, Партнер Bright Rich) инвестиции в складскую недвижимость в 2023 году составили более 66,1 млрд рублей. При этом темпы ввода новых площадей (в первую очередь, спекулятивных проектов, доступных для аренды) остаются низкими, а ставки растут – 10 тысяч рублей за квадратный метр triple net уже стала реальностью.
О трендах складской логистики в e-commerce рассказала Людмила Калинина, руководитель отдела складских технологий в Сберлог истике: «Скорость доставки, цена и качество – факторы успеха в ecom. Если со скоростью и ценой в России поработали хорошо, то с качеством остаются проблемы, потому что все гонятся за производительностью и продажами. В той конкурентной борьбе, которую мы видим сейчас, может сыграть именно ставка компании на качество: для селлера это скорость обработки заказа, чтобы он смог максимально быстро продать товар, а для покупателей – качество посылки, которую в итоге будут держать в руках».
Сессия «Модернизация работы современного склада» была посвящена кейсам. Директор по логистике ОКЕЙ Игорь Щацкий поделился опытом складской обработки в период высокой волатильности заказов. Он рассказал, как приоритизировать потоки, планировать ресурсы, избегать простоев и вести отчетность. Вадим Урин, директор по логистике S3, рассказал о концепции бережливого склада, в котором выстроена отлаженная система передвижения и хранения товаров. А директор департамента логистики Билайн Михаил Смирнов рассказал об опыте разработки ПО для склада. «Цифровая среда» на объектах компании построена на базе системы управления складом, имеет прямую интеграцию со всеми внутренними системами и WMS на складах партнеров.
На сессии «Систематизация работы на всех участках складской логистики: автоматизация и современные технологии» советами делились участники спецэкспозиции SkladTech. Например, Александр Ноздрин, компания FIRST, рассказал о пяти правилах проектирования и оснащения склада: среди них анализ товарных потоков и запасов, оцифровка требований бизнеса, анализ всех доступных технологий, минимальный total cost на единицу обработки, гибкость и масштабируемость.
Светлана Иванушкина, руководитель группы продаж оборудования для автоматизации складских операции Axelot Tech рассказала о роботах ACR. Во время выступления она сравнила их с другими решениями для оптимизации отбора и комплектации на складе, поделилась примерами и вариантами использования на складе.
Генеральный директор Ateuco Николай Чапаев посоветовал внимательно изучить функционал и обратить внимание на пользовательский опыт при выборе терминала сбора данных, а также удостовериться, что аксессуары к выбранной модели доступны и разнообразны.
О том, на что обратить внимание при выборе решений для склада, рассказал директор LogistiX Дмитрий Блинов: «Лидеры рынка могут удивлять традиционными складами – без разнообразия автоматизации и роботизации. Потому что абсолютно нормально выбирать только те технологии, которые быстрее окупаются и проще внедряются. Во всем важно обращать внимание на экономическую эффективность».
Последнее мероприятие на SkladTech Арене было посвящено одной из самых актуальных для логистики проблем – дефициту кадров. Во время сессии «Современные подходы к управлению складским персоналом» о том, как решить проблему с помощью автоматизации, рассказали Роман Богатырев (СИТЕК) и Александр Кобылин (Техноприбор).
Лучшими практиками материальной и нематериальной мотивации персонала на складе поделилась Наталья Грехова (СИБУР). По ее словам, эффективность доказало создание квалификационных центров, предоставление дополнительных дней отпуска за стаж и программы наставничества. Она также отметила, какие внутренние проблемы отрасли оказывают влияние на дефицит персонала:
«Один из очевидных трендов – создание избыточности в логистике. Если три года назад задачей любого директора по логистике было снижение затрат, то теперь все ради стабильности и сохранения бизнеса. Отсюда избыточность в складских площадях, товарных запасах и так далее – все это неизбежно ведет к увеличению логистических затрат».
Торжественные подписания
На площадке TransRussia | SkladTech 2024 сегодня прошли торжественные подписания. С их итогами можно ознакомиться в отдельной новости >>>