E-com и логистика: главные тренды 2023-2024 годов

Что было с логистикой в e-com в 2023 году, главные тренды e-com сегодня и чем может помочь ИИ – разбираемся в этой новости.

К концу 2023 года логистика в e-com наладила новую цепочку поставок в условиях изменяющегося спроса и адаптировалась к предпочтениям потребителей. Тренды в ecom – например, рост регионального рынка – оказывают влияние и на логистику.

E-com: главные тренды 2023-2024 гг.

Продолжает свой рост доля маркетплейсов в общем объеме интернет-продаж. В 2023 году на маркетплейсы, по данным Data Insight, приходился 81% от общего числа интернет-заказов в России, по сравнению с 70% в 2022 году. Это свидетельствует о нарастающем влиянии крупных платформ на рынок и изменении привычек потребителей.

Не менее важный тренд в e-com – клиентоцентричность. Компании все больше ориентируются на потребности и удобство клиентов, предлагая инновационные способы оплаты. Например, сервисы рассрочек – BNPL (Buy Now, Pay Later) – и кошельки, позволяющие осуществлять мгновенные транзакции. Данный подход не только улучшает пользовательский опыт, но и стимулирует рост потребления.

Наконец, заметен рост объемов интернет-продаж в регионах. Если ранее до 90% оборота концентрировалось в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге, то сегодня их доля упала до менее 35% (без учета заказов крупных маркетплейсов). Региональный рынок получает все большее внимание. Как результат, пункты выдачи заказов открываются даже в небольших населенных пунктах до 500 человек.

Логистика в e-com – все в регионы

Одним из главных факторов, повлиявших на ландшафт рынка, стала миграция населения и изменение покупательских потоков. Строительство новых предприятий, государственные дотации приводят к росту доходов в регионах и, как следствие, повышению потребительского спроса.

Увеличение объема онлайн-продаж в регионах требует особого внимания к логистическим решениям, поэтому компании активно строят склады, развивают сети ПВЗ, выстраивают магистральную доставку. Появление большого числа дарксторов и ПВЗ стимулировало серьезный рост экспресс-доставки. При этом на горизонте 2024 года, по мнению совладельца Eshopmedia Евгения Щепелина, количество ПВЗ может увеличиться в два раза.

2023 год оказался знаковым для логистики в e-com в России. Отмечается заметный рост инфраструктуры и развитие собственных логистических служб крупных маркетплейсов, таких как Wildberries и Ozon. Во втором квартале 2023 года 83% всех заказов они доставляли собственными службами, что на 8% больше, чем за аналогичный период 2022 года. К концу 2023 года через ПВЗ доставлялось 85% заказов.

«Сейчас покупатели ждут комфорта на всех этапах онлайн-шоппинга: им нужна быстрая, своевременная доставка и простая система возврата товаров. Интернет-магазинам, в свою очередь, важна скорость на «последней миле», поэтому для логистов на первый план выходит цифровизация и автоматизация логистических процессов. Только так можно сохранить эффективность работы, несмотря на постоянно возрастающую нагрузку. Для окончательного решения этой задачи понадобится время, а значит уровень цифровизации в логистике будет расти постепенно», – прокомментировал перспективы развития логистики в ecom Алексей Бездеткин, коммерческий директор Boxberry.

Чем ИИ может быть полезен в логистике?

Развитие технологий искусственного интеллекта занимает центральное место в современных процессах логистики. Генеративные модели и аналитические инструменты помогают оптимизировать цепочки поставок и управления запасами. Это, в свою очередь, улучшает скорость и качество доставки, что является критически важным в условиях конкурентного рынка.

Умное построение маршрутов позволяет ИИ прогнозировать условия на дорогах, опираясь на ранее полученные данные о движении, погоде и препятствиях. Алгоритмы оценивают разные маршруты, и, собрав данные о наиболее успешных решениях, подбирают оптимальные варианты. Наконец, управление складом. Робототехнические решения повышают эффективность обработки заказов, снижая потребление энергии и уменьшая риск повреждения товаров.

Логистика для e-commerce на TransRussia | SkladTech 2025

TransRussia | SkladTech — самая крупная в России и СНГ выставка транспортно-логистических услуг, складского оборудования и технологий. В 2024 году выставку посетили 30 217 специалистов из 81 региона РФ и 50 стран мира. 583 компании представили свои услуги в 12 разделах выставки TransRussia и в рамках специальной экспозиции SkladTech.

Один из разделов выставки – «Логистика для e-commerce». Им на TransRussia 2024 интересовались 4 676 специалистов. Среди заинтересованных компаний-посетителей: BORK, ECCO, Hoff, Lamoda, Leroy Merlin, Ozon, Wildberries, X5 Group, Все инструменты, ВкусВилл, Комус, Лента, Лэтуаль, Магнит, Магнит Фарма, Мираторг, Нестле Россия, O`КЕЙ, ПепсиКо, Подружка, Северсталь, Черкизово и др.

Выставка TransRussia 2024

82% участников TransRussia | SkladTech 2024 нашли на выставке новых клиентов!

Примите участие в предстоящей выставке – TransRussia | SkladTech 2025 состоятся 18-20 марта в Москве, МВЦ «Крокус Экспо»

УЗНАТЬ УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ

Источники: Известия, Data Insight, Logirus, DigitalVoice, Forbes