Современные тренды в логистике e-commerce
Сегмент логистики для e-commerce – один из наиболее динамично развивающихся, даже несмотря на все вызовы последних лет. И в среднесрочной перспективе благодаря коллаборации с новыми игроками рынка темпы роста могут быть еще выше.
Текущее положение
По оценкам Федора Вирина, партнера Data Insight, российский рынок логистики для e-commerce в 2022 году вырос минимум на 85%. Несмотря на прогнозы экспертов о постепенном возврате ритейла в офлайн, клиенты по-прежнему останавливают свой выбор именно на электронных покупках. Главная причина сохранения востребованности таких покупок – значительная экономия времени. Оформить нужный заказ можно, к примеру, в транспорте по пути на работу, не тратя время на поход в торговый центр. К тому же многие маркетплейсы дают возможность примерить одежду или обувь перед покупкой.
Лидирующие позиции (75% от общего числа заказов) занимают различные маркетплейсы. Среди них первое место занимает Wildberries: его доля в сегменте составила 57%. Доли логистических компаний и собственных служб доставки магазинов не сильно отличаются: 13% против 17%.
В зависимости от типа товара отличается и вид доставки: до двери или в ПВЗ. Если речь идет об одежде и обуви, то порядка 70% таких доставок идут в пункты выдачи. С продуктами питания ситуация обратная: более 80% доставок – до двери.
Перспективные тренды
-
Расширение партнерств на «последней миле».
Последняя миля – это то место, где клиент получает свой заказ: пункт выдачи, постамат, либо служба доставки. В текущих условиях ряд крупных маркетплейсов и магазинов стремятся оптимизировать издержки и тестируют разные способы логистики: к примеру, это могут быть крупнейшие сервисы доставки или постаматы в местах с высокой проходимостью (супермаркетах и других точках притяжения). Такие варианты выгодны для всех сторон. Продавец снижает расходы, передавая оказание услуг на аутсорсинг, а также может расширить свое присутствие в регионах. Служба доставки обеспечивает загрузку своих сотрудников и пунктов выдачи. Клиент получает возможность выбрать максимально удобный способ доставки.
-
Быстрый – побеждает.
В наши дни самым ценным ресурсом стало время. Данный факт подтверждается и исследованиям Организации экономического сотрудничества и развития: за 10 лет, с 2010 по 2020 год существенно сократился объем свободного времени. Этим и объясняется популярность доставки: потребитель не готов тратить часы на походы по магазинам или получать товар в удаленном пункте вывоза, а хочет получить все нужные продукты и товары в одном месте или с доставкой на дом. Поэтому в выигрыше окажутся те компании, кто сумеет наладить логистику и оперативно доставлять продукцию клиентам.
-
Автоматизация процессов и дальнейшее внедрение роботов.
Эффективный бизнес невозможно представить без цифровых решений. «Цифра» - не просто дань моде, а еще и способ оптимизации издержек. Без нее нельзя проанализировать огромные массивы данных, эффективно распределять заказы между исполнителями, не говоря про различные операционные задачи. С учетом ухода из России ряда поставщиков программного обеспечения востребованными будут различные решения для автоматизации работы.
Самый очевидный способ использования роботов – складские процессы: они позволяют грузить и сортировать товары для доставки. Стоит отметить хорошие перспективы запуска совместных с Китаем проектов в данном направлении: российские инженеры обладают уникальными компетенциями, а китайские производители – развитой промышленной базой. Объединение усилий по созданию совместных продуктов для логистики сегмента e-commerce позволит обеим сторонам перейти на качественно новый уровень.
В последние годы роботы стали использоваться и для доставки. В частности, их применяют Яндекс и Почта России.
-
Развитие логистики в регионах.
Сейчас пункты выдачи заказов появляются не только в столицах регионов и крупных городах, но и в небольших районных центрах. Но это только видимая часть айсберга. Помимо ПВЗ важную роль играют логистические центры и распределительные пункты, где происходит сортировка и дальнейшее распределение заказов. Разумеется, нельзя не отметить и роль перевозчиков, которые обеспечивают быструю доставку продукции в пункты выдачи. В итоге региональное развитие логистики e-commerce представляет собой мультипликативный эффект для конкретной местности: создаются новые рабочие места, растут налоговые платежи в бюджет.
Выставка TransRussia – путь к новым высотам
Сейчас для игроков рынка логистики для e-commerce особую значимость приобретает не только поддержание существующих связей, но и налаживание новых деловых контактов. В свою очередь, новые участники и поставщики заинтересованы в поиске партнеров на российском рынке. Объединить усилия всех сторон позволит крупнейшее отраслевое событие - Международная выставка транспортно-логистических услуг, складского оборудования и технологий TransRussia.
Участие в данной выставке позволит комплексно подойти к решению ключевых деловых задач. Главная из них – поиск новых партнеров. В частности, в выставке TransRussia 2023 приняли участие 434 компании из 22 стран, а посетили мероприятие 27 010 уникальных специалистов, 69% из которых занимают руководящие позиции, а 94% - оказывают непосредственное влияние на принятие решений. Более того, по результатам опроса, 75% гостей посетили выставку для поиска новых деловых партнеров, а 72% - планируют закупки товаров и услуг после завершения выставки.
Отметим, что раздел «Логистика для e-commerce» пользуется популярностью у представителей как оптовой, так и розничной торговли. В частности, по итогам выставки TransRussia 2023 3 133 (17%) представителя компаний оптовой торговли и 902 (5%) представителя розничной торговли заинтересованы в поиске новых поставщиков логистических услуг.