Итоги второго дня выставки TransRussia 2023
TransRussia | SkladTech продолжают привлекать значительное внимание со стороны отраслевого сообщества. За два дня посетителями выставки и экспозиции стали 23 594 чел., что на 46% больше, чем в 2022 году. Сегодня состоялось 10 деловых мероприятий, их краткие итоги представим в этой новости.
ГЛАВНЫЙ ЗАЛ
Деловые мероприятия в главном зале начались в 10:30, с Дискуссионной сессии «Период турбулентности в отрасли авиагрузовых перевозок России: опыт 2020/2022».
Модерировал сессию Петр Пастушенко – Директ ор по продажам и развитию бизнеса, Sky Partner Logistics.
С первым докладом выступил Джанг Те, представитель компании авиакомпании Hainan Airlines. Спикер отметил, что с начала 2022 года российские и китайские авиакомпании активно занимаются расширением и увеличением регулярных полетов между Россией и Китаем. Так, Авиакомпания Hainan Airlines наладила полеты из Пекина в Москву с регулярностью 5 раз в неделю. У Hainan Airlines есть намерение открывать новые рейсы из Китая на Дальний Восток, в Сибирь, на Урал. «Китайские компании имеют серьезные намерения на российский рынок, это рынок интересный», – заключил Джанг Те.
О работе российских и китайских авиаперевозчиков рассказал Алексей Табаков – Заместитель Директора департамента продаж, АО «Авиакомпания «Россия». За последний год в плане авиаперевозок поменялось почти все. Докладчик перечисляет: практически полностью остановились грузовые МВЛ перевозки, выросла роль иностранных компаний, возросла роль SSJ в грузовых МВЛ перевозках, стали активно открываться пассажирские и грузовые рейсы из Китая. Эксперт сообщает: «Влияние китайских перевозчиков все больше увеличивается – это новая действительность», китайские компании для отечественных создают серьезную конкуренцию в текущем году.
Олег Андреев, первый заместитель начальника таможни, сообщил о текущей работе российской таможни. По данным эксперта, основной объем товаропотока следует через Китай, Турцию и ОАЭ. Одной из задач, первостепенных для российской ФТС, спикер отметил принятие мер, обеспечивающих прозрачность перемещения товаров. Среди текущих тенденций: экспресс перевозчики продолжают активную работу. Внимание докладчик обращает на Приказ Минфина от 26.04.2022 №62н, уточняющий особенности таможенного декларирования товаров.
Представила статистику по российскому рынку грузовых авиационных перевозок Елена Конкина – «Москва Карго». Снижаются темпы роста мирового ВВП, растут цены, покупательная способность падает – это, как сообщает докладчик, непременно отразится на рынке авиауслуг. Среди драйверов роста на российском рынке названы: опасные и ценные грузы (происходит увеличение объемов и рост тарифов), температурочувствительные фарм. грузы (рост тарифов при сохранении объемов). В качестве ключевых задач российской авиационной отрасли эксперт называет: производство отечественных самолетов, цифровая трансформация аэропортов и компаний, переход на отечественный софт и «железо».
В 12:30 стартовала дискуссионная сессия «Север-Юг: бесшовные технологии, морская логистика и развитие мультимодальности».
Сессия прошла при полном аншлаге. Модератором мероприятия выступил Геннадий Бессонов – Генеральный секретарь, Международный Координационный совет по трансъевразийским перевозкам (КСТП).
Сокхель Казани, основатель и управляющий партнер Bharat Freight, представил доклад о деятельности индийской компании Bharat Freight. Спикер убежден: Индия может стать важным стратегическим партнером России. Эксперт уделил особое внимание кейсу транспортировке грузов из порта Кандла (Индия). Из порта до Москвы транспортный путь займет всего 11 дней, цена за тонну перевозимого груза составит 9,6 тыс. руб. Открытие пути запланировано на октябрь 2023 года. Следующим выступил Ашиш Шет, председатель Правления Saksham Group, управляющий директор Sarjak Container Lines. По мнению спикера, Индия может сыграть огромную роль в развитии международного пути «Север-Юг». Эксперт также рассказал о преимуществах INSTC.
Самане Алипур, генеральный директор Behineh Tarabar Azhour - International Railway Transport and Logistics, представила несколько транспортных путей, которые могли бы быть интересны российской стороне. Это пути из Инчебуруна в Бандар Аббас и наоборот, из Инчебуруна в Имам Хомейни и наоборот, из Инчебуруна в Захедан и далее в порт Чабахар. У указанных проектов, как сообщает спикер, большие перспективы для развития, увеличения п еревалки, роста инвестиций.
С 14:30 до 16:30 в ходе итоговой стратегической сессии «Логистика России в условиях многополярного мира» приглашенные эксперты обсуждали острые вопросы отрасли.
Модератором мероприятия выступил Александр Ованесов – Управляющий партнер, «Артур Консалтинг».
Текущее состояние транспортно-логистической системы прокомментировал Владимир Тян – управляющий директор «Совтрансавто». Среди достижений российской транспортно-логистической системы эксперт отметил ее высокую степень адаптивности. Она смогла справиться с изменениями. Вместе с тем спикер обращает внимание на недооценку рисков для IT-инфраструктуры. Эксперт предлагает направить усилия на формирование среды, в которой игроки могли бы работать, учитывая текущую динамичную ситуацию.
В своей речи Герман Маслов, вице-президент по линейно-логистическому дивизиону Транспортной Группы FESCO, отметил тот факт, что компании открывают новые сервисы, дают клиентам альтернативные возможности для перевозок. Говоря о состоянии транспортно-логистической отрасли, эксперт соглашается с ко ллегами – отрасль очень быстро перестроились. Транспортно-логистическая отрасль России показала большую гибкость, решения принимались мгновенно. Спикер выражает надежду, что так продолжится и дальше, ведь сейчас нет искусственных барьеров.
«Логистика – нефть нового поколения», – сказала Екатерина Еремина, председатель Совета директоров, УК «Портовая Инфраструктура». По словам спикера, клиенты стали понимать, что логисты – это не просто исполнители, а «кровеносная система любого бизнеса». В 2022-2023 гг. логистический рынок объединился, конкуренцию поменяли на взаимодействие. Спикер уверена, что в любом бизнесе будущее за отраслевыми объединениями – только вместе можно достичь результатов. С Екатериной Ерминой в плане логистики как «нефти нового поколения» соглашается Марья Дей. О транспортной логистике в России спикер говорит так: «мы выжили» – это уже достижение. Стоимость транспортно-логистических услуг эксперт комментирует следующим образом: «логистика будет стоит справедливо». Про совместные проекты с государством: логисты стали виднее, популярнее. В этой связи, как говорит спикер, самое адекватное взаимодействие – не навредить, развиваться дальше, поскольку кроме адаптивности нет других вариантов.
После завершения докладов спикеров состоялось награждение лауреатов рейтинга «Надежный перевозчик России». Лауреатами премии «Надежный перевозчик России» стали следующие компании: Сельта, Агро-Авто, ДЛ-Транс, Делко, ИТЕКО, «Монополия», «Лорри», Вайлдберриз, Авто-ПЭК, «Союз-Логистик», «Лонгран Логистик», «ДжиИксО Лоджистикс», «Сияние ТК», "ТК ЭКСИС", Д- ТРАНС.
Лауреатом премии «Надежный перевозчик России» в номинации «Самый законопослушный» стал Индивидуальный предприниматель Волков Алексей Евгеньевич. Вторая необычная номинация – «Самый русский». Награду получает тот, у кого в автопарке больше всего отечественных машин. Номинантом стала компания «Транснефть».
SKLADTECH АРЕНА
Среди главных тезисов, которые озвучили участники дискуссии на площадке SKLADTECH АРЕНЫ, можно выделить следующие. Во-первых, маркетплейсы продолжают захватывать рынок еком, этот тренд очевиден и будет только усиливаться. Игроки рынка вынуждены подстраиваться, поскольку маркеплейсы фактически создают новую инфраструктуру, куда включены логистические компании, селлеры и интернет-магазины. Технологии автоматизации позволяют все больше отказываться от ручного труда на рутинных операциях, а курьерская доставка развивается и меняет стандарты. Некоторые эксперты убеждены, что те, кто активно демпинговал, уже не могут себе позволить этого делать. Спикеры отметили, что необходимо находить и удерживать баланс между стоимостью затрат на последней мили и условиями труда курьеров. За последний год было зафиксировано несколько забастовок, что заставило еком более внимательно отнестись к требованиям курьеров. В то же время все больше компаний экспериментируют с доставкой дронами, но вопрос о финансовой выгоде в этом вопросе пока остается открытым.
Отдельно стоит отметить рост спроса на аренду складских помещений. Сейчас ставка достигла 5700 руб/кв м/год. Наибольшее региональное развитие в Ленинградской области и Уральском федеральном округе. Эксперты прогнозируют рост екома к концу года до 64% от всего оборота покупок в стране.
TRANSRUSSIA АКАДЕМИЯ
На площадке TransRussia Академия день открыл круглый стол «Практические аспекты перевозки грузов в РФ различными видами транспорта».
В его рамках эксперты обсудили тенденции и сложные вопросы перевозок вне России, рынок складской недвижимости и транспортных перевозок внутри РФ, а также целый ряд кейсов компаний производителей и перевозчиков.
Вадим Захаренко, заместитель председателя Комитета АЕБ по таможне и транспорту, глава Постоянного представительства IRU в Евразии рассказал о ситуации с перецепкой и перегрузкой грузов на западных границах РФ. Это направление было основным для поставки товаров из-за рубежа особенно автомобильным транспортом. Но уже более года перевозчики вынуждены адаптироваться к новым условиям, а доставку грузов осуществлять путем перецепки и перегрузки товара. При следовании через Беларусь ежесуточно производится около 1,4 тыс. подобных операций. И несмотря на то, что грузопоток снизился почти в 2 раза, а количество грузового транспорта, пересекающего границу, сократилось в 2022 году на 39%, пункты пропуска функционируют ниже проектной пропускной способности, а время пересечения границы может достигать 5-7 дней. В России картина следующая: в 2022 году под режим перецепки/перегрузки попало около 20% ввозимых товаров; 138 автотранспортных средств подлежат перецепке/перегрузке в регионе Северо-Западного таможенного управления ежесуточно, а время ожидания на границе составляет порядка 50 часов и более.
Вильгельмина Шавшина, председатель Комитета Ассоциации Европейского бизнеса (АЕБ) по таможне и транспорту, партнер, Руководитель практики Международной торговли и таможенного регулирования Группы компаний Б1 рассказала о последних тенденциях в сфере таможенного контроля. В частности, она отметила, что 95% проверок завершается доначислениями, сумма которых, по опыту Б1, достигает 900 млн рублей, а также смещение фокуса на проверку производственных компаний и объектов интеллектуальной собственности.
Андрей Козлов, руководитель морского отдела в офисе Санкт-Петербурге Noytech Supply Chain Solutions, рассказал о ситуации с контейнерными перевозками через Северную столицу, Дальний Восток и Новороссийск. В этом направлении эксперты прогнозируют развитие инфраструктуры терминалов Дальнего Востока; рост числа перевозок, особенно на/из Санкт-Петербурга (который показал серьезное снижение в 2022 году) – по разным оценкам он составит 5-10% или 25-30%; увеличение географического охвата перевозок с учетом Южной Америки и Африки; стабилизацию сервисов, в том числе выдерживание расписаний и предсказуемость транзитного времени доставки.
Влияние внешнего контекста на внутрироссийскую логистику за последний год обсуждалось участниками рынка особенно активно, так же, как и ситуация на границах. Но что происходит внутри страны? Алексей Мисаилов, директор по продажам и маркетингу FM Logistic Russia отметил, что 70-80% бюджета компаний тратится на внутреннюю логистику. «В прошлом году внутрироссийский рынок стал рынком перевозчика. И сегодня мы видим, что тарифы на внутрироссийские перевозки выросли в среднем по рынку на 15%. Одной из важнейших причин этого стал рост стоимости запасных частей, который в некоторых категориях превысил 70%», – отметил эксперт. По его словам, сказались на росте цен и отсутствие обратных рейсов из ряда регионов, в которых закрылись масштабные производства; отложенный спрос на новые грузовики с 2020 года и другие причины.
На мероприятии также выступили Светлана Почечуева, коммерческий директор Nawinia Russia, которая рассказала о поддержке и развитии внешнеэкономической деятельности в новых реалиях, и Алина Рудинская, менеджер по перевозкам ЗАО «Чайна Мерчантс СиЭйчЭн-БиЭлАр Коммерческая и Логистическая Компания» с рассказом о практических случаях доставки грузов железнодорожным транспортом из КНР в Россию и Белоруссию.