Конференция «ТРАНСРОССИЯ»: итоги первого дня
17 апреля состоялся первый день 27-й конференции для грузовладельцев и перевозчиков «ТРАНСРОССИЯ». Предлагаем вам ознакомиться с краткими итогами первого дня конференции.
В 11 часов началась пленарная сессия «Место России на мировой логистической карте».
Модерировал мероприятие Геннадий Бессонов – генеральный секретарь, глава представительства КСТП в РФ, Международный Координационный совет по трансъевразийским перевозкам (КСТП). Модератор задал направление беседы вопросами: «Как прожили год, что делать дальше, как развивается транспортный рынок России?».
Участие в дискуссии приняли ведущие практики-эксперты отрасли:
- Алексей Гром – Генеральный директор – председатель правления, АО «ОТЛК ЕРА»
- Константин Долгов – Заместитель председателя Комитета по экономической политике, Совет Федерации ФС РФ
- Максим Родиков – заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России
- Дмитрий Никитин – Президент, АО «Евросиб СПб-транспортные системы»
- Сергей Павлов – Первый заместитель генерального директора, ОАО «РЖД»
- Дмитрий Паньков – Генеральный директор, УК «Дело»
- Андрей Северилов – Председатель совета директоров, Транспортная группа «FESCO»
- Тадзио Шиллинг – Генеральный директор, Ассоциация европейского бизнеса (АЕВ)
С первым докладом выступил Константин Долгов. Как сообщает спикер, 2022 год был абсолютно беспрецедентным, стал началом долгого пути. Впервые объем перевозимых грузов в восточном направлении превысил объем грузов, перевозимых по западному направлению. Дело не только в санкциях, но в общей тенденции смещения экономической активности с Запада на Восток. В этой связи новое значение начи нает приобретать Восточный полигон. В этом году его пропускная способность должна достигнуть 173 млн тонн.
Эксперт уверяет, что важно развивать не только ж/д направление, но и выпускать современную отечественную технику, обеспечивая тем самым технологический суверенитет страны. Особо важной задачей эксперт называет развитие Северного морского пути – абсолютного стратегического преимущества для страны. Спикер поддержал инициативу Минпромторга в части поддержки российского судостроения: на 2022-2025 гг. запланировано финансирование в объеме почти 40 млрд руб. Очень положительно оценивается решение по введению нулевого НДС на судоремонт – важнейшая мера для загрузки отечественных верфей.
Сергей Павлов рассказал о динамике перевозок, представил актуальные данные. Эксперт уверен: «мировая логистическая карта меняется очень стремительно». В этом плане РЖД адаптируется к новым условиям вместе с грузоотправителями, машиностроителями, портовиками и другими игроками рынка. Эксперт приводит актуальную статистику: за первый квартал 2023 года в рамках международного сообщения было перевезено 141,7 млн т грузов – больше, чем за 1-й квартал 2022 года. За весь 2022 год объем международных перевозок составил 537,5 млн т грузов.
Особое внимание эксперт уделил взаимодействию с «дружественными» странами. За 2022 год перевозки выросли на 23%, за первый квартал 2023 года – на 66%. Грузопоток по коридору «Север-Юг» увеличился на 62% по сравнению с предыдущим годом. По поводу будущих планов спикер отметил: к 2030 году планируется увеличить пропускную способность на Восточном полигоне до 210 млн т, до 152 млн т на Азово-черноморском направлении, до 20 млн т по коридору «Север-Юг».
О достигнутых результатах и работе Федеральной таможенной службы рассказал Максим Родиков. ФТС принимает активное участие в поддержке международных перевозок. ФТС был создан оперативный штаб по мониторингу ситуации в таможенных органах, были реализованы комплексы решений по обеспечению пропускной способности пунктов пропуска, в том числе Азовско-Черноморского и Восточного направлений. В качестве приоритета развития эксперт назвал Дальний Восток, который в 2022 году стал «самой крупной зоной международной перевалки товаров». С целью оптимизации таможенного контроля ФТС расширяет практику использования автоматизированных и автоматических технологий, развивает цифровой документооборот. В 2022 году более 88% электронных транзитных деклараций проходило в автоматическом режиме, более 47% было выпущено в автоматизированном режиме.
О работе компании «FESCO» в 2022-2023 гг. рассказал Андрей Северилов. Для компании 2022 год стал годом прорыва, поскольку торговые ориентиры сместились на Дальний Восток – базовое направление деятельности «FESCO». По данным эксперта, к концу 2022 года перевалка грузов на внешнеторговых сервисах увеличилась на 38%, до 13,6 млн т грузов. В январе 2023 года было отправлено 53 контейнерных поезда, до 26 было увеличено количество контейнерных судов. Были организованы собственные морские линии в Черном море, развивается сотрудничество с Турцией, Египтом. Одной из важных задач для компании спикер называет развитие логистики в акватории Балтики. Для этих целей «FESCO» реализовала deep-sea маршрут из Китая в г. Санкт-Петербург. Под новую линию было куплено 6 новых судов.
Дмитрий Паньков в своем докладе сконцентрировался на тенденциях 2023 года и прогнозах на будущее. Активно продолжается переориентация грузов на Дальний Восток, увеличиваются объемы обработки грузов в Азово-черноморскому бассейне. В марте контейнерный терминал компании установил рекорд – 700 тыс. ТЕО за месяц. По перевалке зерна: терминал компании в г. Новороссийск обработал 2,5 млн т зерна, что на 70% превышает показатель 1-го кв 2022 года.
В контексте важных задач 2023 года спикер указал:
- Формирование новых сервисов. УК «Дело» развивает новые сервисы и в Новороссийске, и на востоке.
- Инвестирование в развитие активов и инфраструктуры. Многие компании пересмотрели свои инвестиционные программы в 2022 году. ГК «Дело» же продолжает проводить запланированные инвестиции.
По мнению эксперта, «российская логистика успешно перестраивается», при этом крайне важно обеспечить технологический суверенитет.
По словам Алексея Грома, в 2021 году одним из важных для «ОТЛК ЕРА» событий стало превышение 50% доли сторонних компаний (ЕАЭС, Китай) в портфеле клиентов. «Когда сильно дует ветер, один строят стены, а другие – ветряные мельницы», – по мнению докладчика, компании удалось построить именно ветряные мельницы. Сегодня в Евразии 240 локаций образуют более 670 маршрутов, по которым «ОТЛК ЕРА» оказывает свои услуги. В 2022 году появились новые направления перевозок, которые активно развиваются сегодня. О дним из изменений 2022 года спикер отметил трансформацию базы валютных поступлений – увеличилась доля расчетов в рублях, юанях и тенге.
Дмитрий Никитин следующим образом комментирует переориентацию на Восток: выиграли от нее те, у кого была готовая инфраструктура. Эксперт обращает внимание на две проблемы: клиентов и транспортную составляющую в цене товара. Второй аспект – тарифы. Федеральная служба по тарифам была упразднена и включена в структуру ФАС, которая почти не уделяет внимания тарифам. Спикер уверен, что Правительству было бы уместно вернуть ФСТ в отдельный орган.
С последним докладом в сессии выступил Тадзио Шиллинг. Эксперт вспомнил последние тенденции: снижение потоков по западному направлению, переориентация на другие регионы. Вопреки всем сложностям, Ассоциация европейского бизнеса продолжает свою деятельность в России. Европа всегда была одним из ключевых партнеров российской экономики. Спикер призывает не забывать об этом в текущих условиях. Изменения 2022 года уже формируют контур нового мира, но европейские компании продолжают быть среди ключевых партнеров российского бизнеса. Ассоциация европейского бизнеса долгое время выступала против параллельного импорта, но в 2022 году изменила свою позицию – Ассоциация с пониманием относится к решению Правительства России по либерализации параллельного импорта. При этом эксперт призывает пересекать незаконные поставки продукции.
Итоги сессии подвел модератор Геннадий Бессонов: «Будущее у российского транспортного рынка есть. Этот рынок очень и очень перспективен».
В 14:00 стартовала форсайт-сессия: «Контейнерная логистика эпохи перемен»
Сессию модерировала Наталья Степанова – Заместитель Генерального секретаря, Международный Координационный совет по трансъевразийским перевозкам (КСТП), к.ф.н. Участниками сессии стали представители руководства ведущих отраслевых компаний:
- Максим Разумов – Директор по железнодорожной логистике, ООО «Рускон»
- Виктор Марков – Первый вице-президент, ПАО «ТрансКонтейнер»
- Герман Маслов – Вице-президент по линейно-логистическому дивизиону, Транспортная Группа FESCO
- Дмитрий Найдёнов – Исполнительный вице-президент 4PL и Консалтинг, Noytech Supply Chain Solutions
- Ирина Ольховская – Директор по портовым и железнодорожным проектам, ОАО «УГМК», Генеральный директор ООО «УГМК Транс»
- Юрий Саввин – Вице-президент по логистике, ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат»
- Вячеслав Сараев – Генеральный директор, АО «РЖД Бизнес Актив»
- Андрей Юдин – Директор по логистике, Segezha Group
- Инесса Яковлева – Заместитель начальника Департамента информатизации, ОАО «РЖД»
Виктор Марков назвал два фактора, изменивших российскую логистику в 2022 году.
- Ограничения со стороны Евросоюза и США – санкционные пакеты, изменившие структуру и объемы товарооборота. Уход крупнейших морских линий, которые начали выводить из России контейнеры – порядка 300 тыс. ДФЭ.
Благодаря обнулению таможенных пошлин российские операторы смогли купить контейнеров на 120 тыс. ДФЭ в 2022 году.
- Сезонная разбалансировка контейнерных потоков. С сентября 2022 года импорт начал расти, а экспорт сокращаться. К концу года получился дисбаланс, возникла проблема затоваривания портов Дальнего Востока.
Решением стала загрузка полувагонов. По итогам 2022 года объемы контейнерных перевозок даже смогли вырасти на 0,3%. Спикер приводит консенсус-прогноз – 7 млн ДФЭ в 2023 году, то есть +7% к итогу прошлого года. Для этого необходимо решить несколько проблем:
- Вывезти контейнеры из портов Дальнего Востока. Ожидается вывоз 6,5 тыс. ДФЭ ежесуточно в среднесрочной перспективе.
- Увеличить экспортные потоки в сторону Дальнего Востока и Сибири.
О развитии компании «РЖД Бизнес Актив» рассказал Вячеслав Сараев. По итогам 2022 года по сети РЖД контейнерные перевозки заняли 5%. На 2023 год компания ставит задачу приобретения парка фитинговых платформ и контейнеров. Особое внимание компания уделяет развитию узких мест на пограничных переходах. В данный момент, как сообщает спикер, важно искать правильный баланс, снижать зависимость, повышать устойчивость. В условиях ограниченной инфраструктуры важно искать сбалансированный подход. По мнению эксперта, важной задачей является достижение обеспеченности контейнерами и собственным флотом.
В своем докладе Ирина Ольховская сделала акцент на использовании полувагонов для загрузки контейнеров. По мнению спикера, погрузка контейнеров в полувагоны, нестандартное использование подвижных составов для различных грузов – это перспектива ближайших 2-3 лет, вызванная дефицитом. Эксперт приводит статистику по использованию полувагонов для перевозок в 2022-2023 гг. В 2022 году был отправлен 11 781 полувагон с контейнерами, цель на 2023 год – 23 663. В 2022 году было обработано 12,7 тыс. TEU, на 2023 год цель – более 22 тыс. TEU.
Деятельность «Новолипецкого металлургического комбината» в области контейнеризации прокомментировал Юрий Саввин. Компания в настоящий момент развивает направление контейнеризации и планирует продолжать этот курс. По опыту компании, универсальные контейнеры не подошли для перевозки металлических рулонов массой выше 10 т. Проблема была решена с помощью специализированных контейнеров со встроенным ложементом. В то же время для рулонов легче 5 т продолжают использоваться универсальные контейнеры. По мнению эксперта, наращивание контейнерного парка является правильной перспективой.
Андрей Юдин дополнил тему контейнеризации опытом компании Segezha Group. Спикер сообщает: почти вся продукция, производимая на комбинатах Segezha Group, перевозится с помощью контейнеров. Дополняя тему переориентации грузов на Восток, эксперт сообщает о проблемах этого направления. В связи с этим компания обратила внимание на альтернативные маршруты которые могли бы снять нагрузку с железной дороги. Один из них – Северный морской путь. Для государства, транспортного сообщества, экспортеров важной задачей сейчас является развитие контейнерных доставок по Северному морскому пути. По мнению спикера, работа на перспективных направлениях (Юго-Восток, Азия) пока что упирается в стоимость логистики. Тарифы все еще высокие, выше верхней границы, в связи с чем возникает необходимость работы над экономикой.