Морские и речные грузоперевозки в России: итоги 2024–2025 и перспективы развития

От устойчивости к трансформации — рассказываем в этой новости, как водный транспорт России адаптируется к новым вызовам и находит точки роста.

Новости

Водный транспорт — один из ключевых элементов транспортной системы России, обеспечивающий связанность регионов и участие страны в глобальной торговле. Морские и речные грузоперевозки в последние годы сталкиваются с санкционными ограничениями, изменением логистических маршрутов и природными вызовами, сохраняя при этом стратегическое значение для экономики.

Морские грузоперевозки

Морской транспорт традиционно играет значимую роль во внешней торговле России. Несмотря на санкции и перестройку логистических маршрутов, отечественные порты в 2024 году показали устойчивость. По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), их общий грузооборот составил 886,3 млн тонн, что на 2,3% меньше, чем годом ранее. Экспортные грузы снизились на 1,9%, тогда как импортные, напротив, выросли на 11%. В номенклатуре перевозок зафиксировано падение по углю (–9,8%) и черным металлам (–10,8%), например, но положительную динамику показали перевалка руды (+26,3%) и минеральных удобрений (+15,7%).

Региональная динамика была неоднородной. В Балтийском бассейне наблюдался рост — грузооборот достиг 273 млн тонн, чему способствовало наращивание перевалки в Большом порту Санкт-Петербург, особенно в сегменте контейнерных перевозок. В Азово-Черноморском бассейне, напротив, фиксировался спад — объем сократился на 5,4%, наиболее заметное снижение показал порт Тамань. В Арктике также наблюдалось общее сокращение, однако Архангельск стал исключением: здесь грузооборот вырос на 39,4% благодаря запуску проекта «Арктический экспресс», позволившего наладить прямые поставки с Китаем. Дальний Восток начал 2025 год с положительной динамикой, увеличив грузооборот в январе на 7,7%, по данным АСОП.

При этом в целом начало 2025 года оказалось менее благоприятным для морских перевозок. Уже в январе спад составил 2%, в феврале — 10%, а в марте и апреле темпы снижения стабилизировались на уровне около 5%, отмечает «Коммерсантъ». За первые четыре месяца было перевалено 280,7 млн тонн, что на 5,4% меньше, чем за тот же период прошлого года. Особенно тревожной выглядит динамика экспорта: объем снизился на 5,4% год к году, в то время как импортные и транзитные грузы продолжили демонстрировать рост. Санкционное давление на танкерный флот также усложнило поставки энергоносителей. Косвенно это подтверждают финансовые результаты «Совкомфлота»: в первом квартале 2025 года компания зафиксировала убыток в 393 млн долларов против прибыли в 216 млн годом ранее.

Чтобы поддержать устойчивость перевозок, государство продолжает направлять значительные средства на развитие морской логистики. Так, в 2025 году на субсидирование перевозок в Калининградскую область выделено 4 млрд рублей, сообщил губернатор региона Алексей Беспрозванных. Эти меры позволяют укреплять транспортную связанность области с основной частью страны в условиях ограничений транзита через территорию Евросоюза.

Речные грузоперевозки

Новости

Речной транспорт, хотя и занимает меньшую долю, остается важным элементом транспортной системы России. По данным Минтранса, в 2024 году объем речных грузоперевозок составил 104,6 млн тонн, а перегрузочные работы в портах достигли 114,8 млн тонн. Рост к уровню 2023 года составил почти 10%, отметили на совместном заседании Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте. Наибольший вклад внес Азово-Донской бассейн, где перевозки выросли на 28%. Важным событием стало открытие Свияжского мультимодального логистического центра в Татарстане — первого речного хаба нового формата, который должен сыграть ключевую роль в интеграции водного транспорта с железнодорожными и автомобильными перевозками.

Однако уже в первые месяцы 2025 года картина изменилась. По данным Росстата, за январь — апрель объем перевозок по внутренним водным путям снизился в 1,6 раза и составил всего 5,9 млн тонн. Одной из причин стало маловодье. В частности, в Азово-Донском бассейне из-за него объемы перевозок упали почти на 27,5%.

Что же дальше?

Перспективы развития обеих отраслей водных грузоперевозок связаны с модернизацией инфраструктуры и поиском новых логистических решений. Для морских перевозок основными точками роста становятся Балтийские порты, а также Северный морской путь. Однако, как отмечает коммерческий директор ООО «ФИТ» Алексей Кравченко, его значимое влияние на контейнерную логистику станет возможным только при дальнейшем развитии ледокольного флота. Для речного транспорта ключевой задачей остается реализация проектов речных хабов и мультимодальных комплексов. По оценке Росморречфлота, они способны увеличить грузовую базу на 30–40%. Минтранс рассчитывает, что к 2030 году объем перевозок по рекам может достичь 190 млн тонн в год.

TransRussia – площадка для выгодных бизнес-решений

Новости

Российский рынок морских и речных грузоперевозок стремительно меняется, и сегодня как никогда важны надежные связи и новые партнерства. Найти их поможет крупнейшее событие отрасли — логистическая выставка TransRussia | SkladTech 2026. В 2025 году выставку посетили более 30 400 специалистов из 84 регионов России и 46 стран мира. Большинство из них — руководители и лица, принимающие решения, что превращает TransRussia в идеальное место для прямого диалога и быстрых соглашений.

Интерес к водным перевозкам стабильно высок: только в этом году стенды участников по морской и речной логистике привлекли внимание 11 600+ специалистов, по контейнерным перевозкам — более 13 500, по портам и терминалам — 7 800+ человек.

Присоединяйтесь к TransRussia | SkladTech 2026, чтобы представить свои решения и услуги, найти новых клиентов и укрепить позиции на рынке морских и речных грузоперевозок.

Забронируйте стенд на предстоящей выставке!

УЗНАТЬ УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ