Как прошел второй день TransRussia | SkladTech 2025

Второй день выставки подошел к концу. Завтра последний день, когда можно посетить TransRussia | SkladTech 2025.

В МВЦ «Крокус Экспо» продолжается TransRussia | SkladTech 2025 – самая крупная в России выставка транспортно-логистических услуг, складского оборудования и технологий. На площадке 595 компаний представляют логистические услуги и складскую технику.

Во второй день выставки состоялось 12 сессий, конференций и дискуссий. Краткие итоги деловой программы второго дня – в этой новости.

TransRussia 2025
Выставка TransRussia

29-я Международная конференция для грузовладельцев и перевозчиков «ТРАНСРОССИЯ»

Открывающим мероприятием в Главном зале стал Открытый диалог: «Логистические решения транспортных компаний в условиях имеющихся ограничений на сети». Мероприятие модерировал Главный редактор журнала «РЖД-Партнер» Александр Ретюнин.

Нерешенные проблемы в области транспортировки грузов по сети РЖД в своем докладе подсветил Денис Назаров – Директор по закупкам и логистике АО «ЦЕМРОС». К ним эксперт отнес неготовность отрасли обеспечить требуемую РЖД глубину планирования перевозок, нехватку прозрачности и транспарентности системы, маскировку дефицита инфраструктуры и кадров на железнодорожном транспорте за расчетами избыточности парка.

Деловая программа TransRussia
Деловая программа TransRussia

Проект «Агроэкспресс» с Республикой Узбекистан презентовали Даниил Турланов – Заместитель директора Департамента экономического сотрудничества со странами СНГ Минэкономразвития России, и Алевтина Кириллова – Советник генерального директора АО «РЖД Логистика». Спикеры представили параметры проекта, требования к участникам, преимущества проекта, а именно:

  • Сохранение качества и безопасность агропромышленной продукции
  • Государственная поддержка импортеров
  • Устойчивость и регулярность поставок
  • Скорость поставок (упрощенный таможенный коридор)
  • Стабильность цен вне зависимости от сезона
  • Прозрачность цепи поставок

«Управление железнодорожной логистикой в условиях имеющихся ограничений на сети железных дорог» – тема доклада руководителя департамента железнодорожных перевозок АО «Росхим» Александра Киревнина. Спикер обратил внимание на мероприятия по повышению эффективности перевозочного процесса на железнодорожной сети и предложил подключать к рассмотрению этих мероприятий крупных собственников вагонов. «Среди нас сегодня нет конкурентов – мы партнеры, и объединившись с перевозчиком, мы сможем работать эффективнее», – уверен эксперт.

Логистические решения «ОТЭКО» представил Айрат Сабиров – Директор департамента операционной логистики АО «ОТЭКО». По словам спикера, негативное влияние внешних факторов удалось сократить благодаря оперативной реакции терминала и взаимодействия участников логистической цепочки. Реакцией компании на изменение внешних условий стало усиление коммуникаций с операторами вагонов, совместное планирование с операторами квот, усиление коммуникации с РЖД, изменение принципа формирование поездов и активная работа с СКПП.

О решениях FESCO в условиях ограничений рассказал заместитель коммерческого директора ООО «ФИТ» (Транспортная группа FESCO) Максим Буханов. В докладе эксперт подсветил проблему дефицита инфраструктуры, которая оказала ключевое влияние на логистику грузопотоков в 2024 году. Так, в Балтийских портах импорт увеличился на 24% до 523 тыс. ДФЭ и экспорт на 35% до 338 тыс. ДФЭ. В то же время на погранпереходах в Китай импорт и экспорт сократились на 5% и 8% соответственно, до 363 тыс. ДФЭ и 505 тыс. ДФЭ.

Рустем Салахутдинов, Генеральный менеджер центрального филиала ГТК «Русмарин», перечислил в докладе самые частые проблемы экспедиторов при организации железнодорожных перевозок. Это бросание поездов, избыток порожних контейнеров, недостаточная оптимизация процессов информирования. Спикер отметил ситуацию сильной перегруженности станций и подчеркнул, что компания согласна с практикой конвенции, но считает, что проблемы с перегруженностью связаны с тем, что станции вводят конвенцию слишком поздно.

Следом за открытым диалогом состоялась Дискуссионная сессия: «Мировая и отечественная отрасль грузовых авиаперевозок: 5 лет в зоне турбулентности». С первым докладом выступила модератор сессии Елена Ермакова – Заместитель генерального директора по коммерческой деятельности ООО «Москва Карго». Эксперт осветила текущее состояние мировых и российских авиаперевозок грузов. Один из ключевых трендов на мировом рынке заключается в том, что доля Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом приросте тоннажа авиаперевозок составляет более 50%. При этом драйвером роста азиатско-тихоокеанского региона являются грузы e-com и high-tech. Что касается российского рынка, эксперт сообщила о росте на 7,6% грузового оборота МАУ и почтового оборота МАУ на 4,3% в 2024 году.

Деловая программа TransRussia
Деловая программа TransRussia

Владимир Калдин, Коммерческий директор Авиакомпании «Волга-Днепр», сообщил об изменениях стратегии компании после 2022 года. Так, был совершен переход на новую бизнес-модель регулярного сервиса и переход внутренних обеспечивающих направлений авиационных услуг в самостоятельные коммерческие услуги. Кроме того, начато развитие нишевых продуктов и продолжены проектные перевозки.

Павел Авраменко, операционный директор ATC, Обратил внимание на передел структуры авиаперевозок Россия-Китай. Так, до 2022 года на рынке грузоперевозок из Китая в Россию наблюдался диспаритет в пользу российских компаний. В 2022 году ситуация кардинально изменилась – к началу текущего года можно констатировать диспаритет в пользу китайских компаний. Сейчас по направлению из Китая только в Москву китайские компании выполняют порядка 80 рейсов в неделю, а российские – только 20.

С докладом на тему «Отечественная авиаперевозка грузов: пятилетка турбулентности и перспективы развития» выступил Георгий Баутин – Руководитель Дирекции управления транспортом Почта России. По итогам 2024 года в парке отечественных авиакомпаний осталось менее 10 магистральных узкофюзеляжных грузовых воздушных судов, способных без ограничений выполнять рейсы за пределы России. Эксперт предостерег о рисках отсутствия конкурентного отечественного флота, способного выполнять без ограничений рейсы на МВЛ. «Отечественная грузовая отрасль имеет критические риски развития без поддержки государства», - уверен эксперт.

Деловую программу в Главном зале продолжила Кейс-сессия «Как иностранные компании теперь работают с Россией. Из первых рук. Версия 2.0». Мероприятие модерировал Мирослав Золотарев – Председатель Правления АСЕХ Group.

С докладом на тему «Авиаперевозки в России в условиях ожидания открытия международных рынков» выступил Дмитрий Никулин – Генеральный директор ТА «Суперчартер». Спикер начал с предыстории, а именно с пяти лет турбулентности в мировых авиаперевозках, и перечислил текущие ограничения и их решения. Рассуждая о перспективах развития отрасли, эксперт сообщил о возможном взаимном открытии воздушного пространства и снятии технических ограничений, постепенном уменьшении грузоперевозок с новыми транзитными хабами, восстановлении российских операторов с дальнемагистральным грузовым флотом.

Деловая программа TransRussia
Деловая программа TransRussia

Александр Галкин, Директор по Продажам TRANSIT LLC, презентовал доклад «Логистика Россия-Китай: маршруты и возможности». В выступлении спикер представил свой прогноз по грузоперевозкам на 2025 год. Так, возможное восстановление спроса начнется со второго квартала. В случае роста рынка возможно повторение сценария 2024 года, а именно дефицит мест на морских линиях, дефицит фитинговых платформ и контейнеров. Также среди возможных перспектив: рост спроса на LCL импорт и высокая конкуренция и оптимизация тарифов из-за снижения объемов грузов в первой половине года.

Тенденции и перспективы развития логистики между Россией и Узбекистаном представил Сардор Санжаров – Генеральный директор Orient Logistics (Узбекистан). Эксперт сообщил, что логистическая отрасль Узбекистана переживает этап активного роста и модернизации. Страна имеет стратегическое положение для транзитных маршрутов между Азией и Европой, а ключевым фактором успешного развития логистической отрасли Узбекистана спикер называет сотрудничество с международными партнерами, в частности с Россией.

В своем докладе Александр Пьянков, Директор по развитию Рускон, представил свое мнение: Международный коридор «Север-Юг» сможет перемещать значительные объемы грузов в Индию вряд ли ранее 2027-2028 гг., это нужно учитывать при среднесрочном планировании перевозок. В такой ситуации экспортеры будут вынуждены в большей степени сохранять и/или увеличивать объемы погрузки через порты Новороссийск и Санкт-Петербург.

Финальным мероприятием деловой программы в Главном зале стала Итоговая стратегическая сессия: «Рынок грузоперевозок и логистики в 2025 году: к какому будущему готовиться?». Модератор – Александр Ованесов, Управляющий партнер Артур Консалтинг. По данным спикера, на внутреннем рынке был перевезен сопоставимый объем грузов, что и в прошлые годы, при этом доля автотранспорта в модальном сплите растет. Эксперт также обратил внимание на проблему кадров – в 2024 году транспортно-логистическая сфера входит в топ-5 отраслей с наиболее низким спросом со стороны рынка труда.

С первым докладом выступил Олег Кузьмин – Исполнительный директор, руководитель аналитического управления, главный экономист ИК Ренессанс Капитал. Спикер сообщил об уменьшении открытости российской экономики и изменении внешней торговли – переориентации на Восток, усилении дефицита кадров. В докладе был представлен базовый прогноз на 2025-2026 гг.: мягкая посадка экономики будет предполагать замедление роста ВВП с 4,1% до 1,7% и 1,6%, снижение инфляции с 9,5% до 7,5% и 4,8% в 2025 и 2026 годах соответственно.

Деловая программа TransRussia
Деловая программа TransRussia

Кондратий Гайкевич, Директор ЗАО «Рустранс-Спедишн», прокомментировал перспективы работы на европейским рынке в случае смягчения санкций. По мнению эксперта, возобновить работу будет не так просто: «Последние три года все покупали китайские грузовики, а не европейские, которые, вероятно, будет предложено использовать. Немало будет вопросов с визами, трансграничными платежами. Над всем этим надо задуматься уже сейчас».

Своим мнением о проблеме кадрового дефицита поделился Первый заместитель генерального директора по стратегии и развитию компании ГК «Дело» Александр Иодчин: «Да, видим проблему, вопрос актуальный. Мы работаем над повышением операционной эффективности – тем же количеством персонала обрабатываем больший объем грузов. Цифровизация тоже помогает, используем искусственный интеллект для планирования и размещения грузов, вывоза грузов с терминалов. Работаем с вузами и сузами – формируем кадровый резерв».

Лариса Коршунова, директор по взаимодействию с органами государственной власти и международными организациями АО «ОТЛК ЕРА», предположила, что ждет отрасль в этом году и ближайшем будущем. По мнению эксперта, санкции с нами надолго и не будет здоровой рыночной конкуренции: «если и будет небольшое снижение санкционного давления, то только к концу года».

Прогнозы на 2025 год в своем выступлении представил Алексей Кравченко, Коммерческий директор ООО «ФЕСКО Интегрированный транспорт». По словам спикера «За 2 месяца 2025 года контейнерный рынок поменялся кардинально. Если в середине 2024 года порядка 200 тыс. 40-футовых контейнеров находилось в московском узле, то сейчас контейнеры заканчиваются. Это значит, что рано или поздно экспортные ставки начнут расти вверх».

Текущее состояние грузовых авиаперевозок прокомментировал Илья Ярославцев – Генеральный директор S7 Cargo. По статистике доля грузовых авиаперевозок в общем объеме транспортировки грузов составляет менее 1%. Авиаперевозки грузов – это про скорость и труднодоступные регионы – северные и дальневосточные. В данный момент превалируют загрузки e-com, представленные ключевыми российскими маркетплейсами.

Ольга Федоткина, Исполнительный директор Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики, напомнила, что «мы работаем в рамках национальных целей. Это фундаментально та стратегия, в рамках которой мы должны развиваться… Отрасль будет развиваться согласно поставленным национальным целям. Бизнес должен учитывать это при выстраивании стратегии своей компании».

5-я отраслевая конференция «Логистика в электронной коммерции»

19 марта прошла сессия «Эффективность логистики в e-com на максимум». Алексей Жуков, коммерческий директор iQBee и модератор сессии отметил, что за последнее время сфера e-com в России претерпела драматические изменения. Сегодня более 80% всех заказов приходится на две компании: Wildberries и Ozon. Эксперт акцентировал внимание на то, что большинство селлеров на этих платформах не относится к крупному бизнесу. По его словам, выручка 49,7% селлеров на Wildberries и 55,3% Ozon не превышает 100 тыс. рублей. Поэтому в России наблюдается острая нехватка небольших складов и преп-центров для этой категории клиентов. Многие селлеры хотели бы передать процессы обработки товаров на аутсорс, но объемы их торговли не позволяют им этого сделать. Пустующую нишу могут занять пункты выдачи заказов по всей стране, считает Алексей Жуков.

Игорь Татаренко, директор Департамента Мастер Дата ТПХ «Русклимат» подчеркнул, что с развитием e-com и маркетплейсов особое значение приобретает качество заполнения карточек товара, ведь покупатель составляет представление о продукте только по описанию и фото, а возврат может иметь фатальные последствия – техника часто возвращается разбитой, вещи не пригодными к дальнейшей эксплуатации. «Поэтому любая ошибка в описании имеет критичное значение, и вы получаете возвраты с маркетплейсов, а это чревато списаниями», – отметил эксперт.

Деловая программа TransRussia
Деловая программа TransRussia

В сессии также приняли участие Дмитрий Исмаилов, руководитель продуктов автоматизации в складской логистике СТД «Петрович», который рассказал о снижении издержек и повышении эффективности складских процессов, и Сергей Ватыжицын, директор ГК Вайладнт Электроник с докладом, посвященным маркировке товаров.

Также на SkladTech Arena прошла сессия кейсов «Клиентоцентричность в современной e-com-логистике». Ключевыми темами обсуждения стали: изменения в поведении клиентов; микро-фулфилмент и перспективы его развития, а также финансовая модель логистики на последней миле. Модератор сессии Екатерина Анциферова, заместитель генерального директора Службы доставки Dalli, отметила, что именно логистика последней мили заметна конечному покупателю и во многом по ней клиент оценивает всю работу магазина.

Эксперты сессии подтвердили в своих выступлениях, что современный e-com предоставляет клиентам большие возможности: выгодные цены, быструю доставку, поставку брендов, ушедших из России, и участникам рынка нужно развивать сервис, чтобы оставаться в топе.

Елена Озерова, Операционный руководитель интернет-магазина Глория Джинс, рассказала, что компания ведет большую работу по построению собственных онлайн продаж. «Маркетплейсы поджимают и сложно растить свой e-com, но обязательно нужно это делать», – отметила эксперт. Участники сессии сошлись во мнении, что в противном случае у производителя высок риск стать заложником условий, которые диктуют маркетплейсы.

Мария Трифонова, руководитель направления по развитию партнеров Lamoda рассказала о внедрении процесса маркировки для брендов, представленных на платформе. «Мы зашли в эту нишу, потому что нам важно понимать качество товаров, которые мы поставляем клиентам. Это затратная история, нужно было докупить оборудование, переоборудовать склады, провести определенные айти интеграции, но мы пошли на это», – отметила Мария Трифонова.

Выступление Александра Русакова, операционного директора CDEK.Shopping, было посвящено доставкам из-за рубежа. По его словам, в ТОП-3 категорий по числу заказов в CDEK.Shopping за 2024 год вошли обувь – 27,35%, одежда – 18,28% и парфюмерия – 10,65%. ТОП-3 стран по количеству заказов представили Китай (24,80%), США (23,80%) и Германия (16,20%).

В сессии также приняли участие Кирилл Айрапетов, директор по логистике и закупкам Аэстетикс Бьюти Групп и Валерий Варванцев, заместитель генерального директора по производству и логистике ПРО-ЭКРАН.

5-я конференция по управлению интралогистикой на предприятии | SkladTech

Открывающим мероприятием деловой программы на SkladTech Arena стала дискусионная сессия «Рынок складской недвижимости», которую модерировала Мария Маслянская – Руководитель Департамента по развитию продукта «Фулфилмент», Почта России.

Рекордный рост объема ввода недвижимости в 2024 году связан с большим объемом сделок BTS в прошлые годы – об этом рассказал Виктор Афанасенко, региональный директор департамента складской и индустриальной недвижимости, земли Nikoliers. Эксперт поделился, что онлайн-ритейл остается основным драйвером рынка: более 50% от совокупного объема спроса за год приходится на маркетплейсы. Однако есть тенденция достаточно существенного роста на рынке складской недвижимости среди логистических операторов.

Руководитель дирекции по развитию складских коммерческих продуктов «Почта России» Александр Дзвонковский рассказал, что компания делает фокус на гибкость – в частности, мультисклады, транспортную доступность, полный спектр складских услуг и автоматизацию (больше всего инвестируют в сортировочную инфраструктуру). Важное направление связано с форматом партнерского фулфилмента – внутри центров «Почты России» дают возможность работать другим логоператорам.

Руководитель Департамента по развитию продукта «Фулфилмент» Мария Маслянская добавила, что «Почта России» ежедневно обрабатывает более 600 тысяч заказов в партнерстве с маркетплейсами.

Марко Пёч, директор департамента по работе со складскими и производственными помещениями IBC Real Estate, поделился, что объем инвестиций в складскую недвижимость составил 258 млрд рублей в 2024 году и стал привлекательным защитным активом ввиду устойчивого повышенного спроса.

Кейс-сессия «Управление распределительными центрами. Удержание персонала» продолжила деловую программу. Мероприятие модерировал Артем Аинцев – Президент Союза логистов России. Директор по логистике ГК «S3» Вадим Урин поделился, что автоматизацию компания начала с внедрения конвейерной линии и технологий комплектации. И если на старте автоматизация позволяла сократить необходимость в персонале на 50%, то теперь каждое новое внедренное решение дает всего 3-4% экономии – чем ближе вы к автоматизации склада, тем сложнее получить впечатляющий эффект.

Тем временем директор Департамента логистики Ahmad Tea Матвей Гулин объяснил, что от автоматизации склада компанию останавливает отсутствие гарантированного эффекта. Проблему кадрового голода решают с помощью зарплат, программ мотивации, предоставление комфортных общежитий (например, в них есть спортзалы) и других инструментов мотивации.

На складе NOVABEV GROUP внедрили технологию Pick-By-Voice – об этом рассказала Дина Бражич, директор по развитию процессов складской логистики. Голосовой отбор внедряли через фокус группу, которая состояла из людей разного пола, национальности. Производительность во время тестового внедрения не падала, поэтому технологию масштабировали на весь склад.

Директор ПЭК:3PL Иван Масалов напомнил, что компании, не готовые к внедрению автоматизации на своем складе, могут воспользоваться услугами 3PL-оператора. В таком случае компании получают готовую инфраструктуру – иногда затраты на оснащение собственного склада в разы превышают затраты на аутсорс складирования.

Руслан Яшканов, Федеральный управляющий логистикой DNS, cчитает, что работу большого склада без WMS невозможно представить в принципе, не говоря уже об эффективности, а коробочные решения актуальны для небольших компаний, которым не имеет смысла нанимать собственную команду разработчиков. По его словам, в Москве и Санкт-Петербурге сложился стандарт комфортных условий работы персонала склада, который должен со временем распространиться на регионы.

Руководитель группы продаж категории ТТЛ Авито Работа Павел Шеперкин поделился советами для работодателей. Среди них – рассмотреть опцию переобучения в компании и новые источники для поиска кандидатов, находить кандидатов с опытом работы в других отраслях, растить имидж рабочих профессий.

Торжественные подписания

19 марта на площадке TransRussia | SkladTech подписали соглашения компании «Сибур Холдинг» и ЛОГОПЕР. Документы подписали генеральный директор компании ЛОГОПЕР Александр Кахидзе и директор по логистике ПАО «Сибур Холдинг» Марат Аветисов. Соглашения касаются развития всеобъемлющего партнёрства между компаниями, а также включают конкретные предложения по кооперации, которые будут реализованы в 2025 году.

Принятые решения предусматривают намерения о сотрудничестве в области осуществления внутренних и международных перевозок готовой продукции Амурского газохимического комплекса. Сторонами согласована дорожная карта сотрудничества. Сотрудничество компаний будет способствовать развитию химической промышленности и экономики страны в целом.

В третий день выставку все так же будет сопровождать деловая программа.

Получите бесплатный билет на TransRussia | SkladTech 2025 по промокоду tr25NEWS

ПОЛУЧИТЬ БИЛЕТ