Железнодорожные грузовые перевозки в России в 2024–2025 годах: трансформация рынка под давлением экономики

Снижение объемов перевозок, давление санкций, дефицит инфраструктурной производительности, рост стоимости ремонта и лизинга, консолидация операторов и производителей — подробнее читайте в этой новости

Железнодорожные грузовые перевозки

Российский рынок грузовых железнодорожных перевозок подошел к 2025 году в состоянии глубоких структурных изменений. На объемы перевозок, динамику сегментов, работу операторов и инфраструктуры продолжают влиять санкционное давление, волатильность мировых рынков сырья, изменение логистических потоков и замедление работы железнодорожной сети.

По данным INFOLine Rail Russia TOP, в 2024 году объем железнодорожных перевозок в России снизился на 3,3%, до 1,308 млрд тонн, а в IV квартале падение составило 3,6%. ROLLINGSTOCK Agency (RSA) также фиксирует сокращение погрузки на сети РЖД: за 2024 год – минус 4,1% (1 181,4 млн т), а в I полугодии 2025-го – минус 7,6% (554,5 млн т), что на 12,4% ниже уровня 2021 года. AI Smart Logistics приводит следующие данные: в целом за январь–июль 2025 года перевезено грузов на 739,3 млн т (-6,2% год к году), а погрузка на сети РЖД составила 646,6 млн т (-7,3% год к году).

Сдвиги в структуре грузовой базы

По информации INFOLine Rail Russia, падение в 2024 году коснулось ключевых грузовых сегментов: строительных материалов (-9,4%), угля (-4,7%), руды (-2,1%), нефтепродуктов (-1%) и черных металлов (-8%). Одновременно рост показали удобрения (+9,1%) и лесные грузы (+0,1%). Изменение структуры погрузки RSA объясняет сочетанием нескольких факторов: охлаждением экономики в условиях высокой ключевой ставки ЦБ, падением внутреннего спроса, активизацией автомобильного транспорта и сложностями планирования перевозок на фоне работы динамической модели загрузки инфраструктуры.

Инфраструктурные ограничения и кадровый дефицит

Одним из наиболее значимых факторов 2024 года стало замедление работы железнодорожной сети. RSA отмечает дефицит квалифицированного персонала и удлинение сроков доставки грузов и оборота вагонов. РЖД предпринимали меры по улучшению ситуации, включая повышение тарифных ставок локомотивных бригад на 20% с ноября 2024, однако потребность в подвижном составе продолжила расти. Это усилило локальный дефицит вагонов и стимулировало спрос на новый подвижной состав уже в 2024 году.

Дополнительное влияние оказали меры по сокращению парка: при низком уровне списания и высоких поставках парк грузовых вагонов в мае 2025 года превысил отметку 1,4 млн единиц. РЖД неоднократно подчеркивали наличие профицита парка, который, по мнению перевозчика, негативно сказывался на пропускной способности сети.

Конкуренция среди операторов и укрупнение рынка

Поезда

Данные INFOLine Rail Russia фиксируют снижение концентрации рынка: доля ТОП-30 операторов по объему перевозок снизилась с 78,7% до 75,3%. Среди крупнейших игроков положительную динамику показали Первая Грузовая Компания (ПГК) (+2,7%) и Национальная Транспортная Компания (НТК) (+21% за счет передачи парка «Нефтетранссервиса»). Деметра-Холдинг сохранил устойчивый рост за счет аграрной логистики, тогда как Федеральная Грузовая Компания (ФГК) сократила объемы на 11,5%, делая ставку на стратегические грузы и высокую исправность парка.

Как сообщает газета «Коммерсантъ», по результатам девяти месяцев 2025 года погрузка крупнейших железнодорожных операторов снизилась почти на 7% по сравнению с тем же периодом 2024 года. Наиболее серьезно сократила объем перевозок ФГК — на 30,3%, до 54,3 млн тонн. ПГК увеличила погрузку на 3,2%, до 98,8 млн тонн.

На фоне снижения рентабельности усилилась консолидация. RSA подробно фиксирует сделки 2024–2025 годов: укрупнение Атланта за счет покупки «ТрансЛеса» и активов «Грузовой компании», передача парка НефтеТрансСервиса под управление НТК, сделки Globaltrans по продаже БТС и НПК структурам «КСП Капитал Управление активами», активизация Fesco в сегменте контейнерных перевозок и другие трансформации. 2025 год для операторов в целом крайне непростой, отмечает генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров, а 2026 год, скорее всего, станет самым сложным за всю историю операторского бизнеса.

«Мы ожидаем, что часть малых и средних компаний покинет рынок или продаст бизнес. Это создает окно возможностей для консолидации и стратегических партнерств», — добавил Бурмистров. На операторов также давит базовая индексация тарифа ОАО РЖД с 1 декабря на 10%, а с 1 января 2026 второй год подряд будет проиндексирована плата за порожний пробег на 10%.

Вагоностроение и ремонтный рынок

Вагоны

По данным RSA, производство грузовых вагонов в России в 2024 году достигло 74,9 тыс. единиц — одного из максимальных значений за последние десятилетия. Лидерами стали ОВК (19,6 тыс.), РМ Рейл (12,7 тыс.) и Алтайвагон (10,6 тыс.). Существенно нарастил выпуск Уралвагонзавод (+39,2%), сохранив четвертое место в рейтинге. Рост производства сопровождался усиленной потребностью в комплектующих: выпуск крупного вагонного литья вырос более чем на 18%, производство колес – на 10%, увеличились поставки вагонных осей. Однако уже в I полугодии 2025 года ситуация изменилась: выпуск сократился на 15,7%, до 30,2 тыс. вагонов. Причины — спад погрузки, регуляторные ограничения по размеру парка, высокая ключевая ставка ЦБ и ослабление спроса на подвижной состав.

В 2024 году объем плановых ремонтов составил 447,4 тыс. вагонов (+8%). Однако в 2025 году рынок развернулся: РЖД ужесточили требования к приемке вагонов после капремонта. Из 7 тыс. вагонов, предъявленных в январе — мае 2025 года, допущено было лишь около 430, рассказал начальник управления вагонного хозяйства РЖД Роман Хойхин. Технологически соответствовали требованиям лишь 49 предприятий из 180, имеющих право на капремонт. Стоимость таких работ выросла до 1,2–1,8 млн рублей. По информации генерального директора «INFOLine-Аналитики», капитальный ремонт полувагонов подорожал более чем в пять раз, до 1,1–1,4 млн руб., крытых вагонов, зерновозов и платформ — до 600–800 тыс., цистерн — минимум до 500–600 тыс. руб.

Контейнеризация и аграрные грузы как точки роста

По данным INFOLine, несмотря на общее снижение перевозок, положительную динамику продолжают демонстрировать контейнерные перевозки и аграрные грузы. В 2025 году ожидается рост спроса на фитинговые платформы, а вступающий с апреля 2025 года новый порядок квотированных перевозок угля из Кемеровской области стимулирует обновление парка полувагонов и поддерживает спрос на инновационные модели. По оценкам аналитических компаний, успешными на рынке в ближайшие годы станут компании, способные адаптироваться к новым требованиям, инвестировать в инновационный подвижной состав, обеспечивать технологичность, надежность и экономическую эффективность сервисов.

Почему участие в выставке TransRussia | SkladTech 2026 становится критически важным

TransRussia

В условиях структурной перестройки отрасли, усиления конкуренции и постоянных изменений в нормативной среде бизнесу необходимо находить партнеров, отрабатывать новые логистические решения, обсуждать инфраструктурные ограничения, выбирать поставщиков технологий и подвижного состава. Все эти задачи можно решать точечно, но гораздо эффективнее — в рамках крупнейшей Международной выставки транспортно-логистических услуг, складского оборудования и технологий.

Выставка TransRussia | SkladTech объединяет операторов железнодорожных перевозок, логистические компании, экспедиторов и грузовладельцев, позволяя участникам выстраивать стратегические связи и находить решения для работы. Именно поэтому присутствие на TransRussia становится одной из ключевых точек роста для бизнеса, ориентированного на развитие в новой логистической реальности. В 2025 году:

  • 30 420+ посетителей побывало на выставке
  • более 14 600 специалистов были заинтересованы именно в железнодорожных перевозках
  • 76% посетителей пришли на TransRussia в поисках новых поставщиков и партнеров, а 95% влияют на закупочные решения

PTC Holding, RAILGO, АльянсТрансТорг, ДВТГ, Деметра Холдинг, Евросиб, Исткомтранс, Модум-Транс, Новая перевозочная компания, ГК Новотранс, ОТЛК ЕРА, Первый промышленный оператор, РЖД Логистика, ТЭК ОПЕРАТОР и другие компании уже забронировали стенды на выставке 2026 года.

TransRussia | SkladTech 2026 состоится 17−19 марта 2026 в МВЦ «Крокус Экспо».

Забронируйте стенд на выставке или получите бесплатный билет по промокоду tr26NEWS