Грузовые авиаперевозки в России в 2025 году: состояние, тренды и перспективы

Развитие хабов, последствия санкций и будущие реалии для бизнеса — обо всем этом рассказываем в статье

Грузооборот авиационного транспорта в России по итогам 2024 года вырос на 11,4% и составил 1,9 млрд тонно-км, отмечают в BusinesStat. В 2025 году рынок, по данным «АэроБалтСервис», продолжает активную адаптацию к измененным геополитическим и экономическим условиям. После ухода части иностранных перевозчиков и введения ограничений в сфере лизинга и страхования акцент сместился на развитие внутренней логистики и сотрудничество с дружественными странами. Наиболее значимыми остаются направления в Китай, Индию, страны Средней Азии и Ближнего Востока.
Альтернативные маршруты и развитие инфраструктуры
Санкционные ограничения стали стимулом для развития собственной инфраструктуры. Если ранее основная доля грузопотока приходилась на московские аэропорты, то теперь все больше значимых грузовых операций сосредотачивается в Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Челябинске и Владивостоке, которые активно модернизируются. Региональные аэропорты расширяют складские мощности, строят новые терминалы и укрепляют свои позиции как альтернативы перегруженным столичным хабам. Децентрализация делает систему менее уязвимой и повышает скорость распределения грузов, считают в «АэроБалтСервисе». Параллельно модернизируются и крупные хабы: Жуковский развивает один из крупнейших в Европе грузовых терминалов, Ульяновск-Восточный ориентируется на обслуживание тяжелых воздушных судов, Владивосток усиливает направления на Китай и Корею.
Переориентация международных маршрутов стала следствием ограничения перелетов в Европу. В 2025 году ключевыми для российских перевозчиков становятся Азия, Ближний Восток и Латинская Америка. Через Казахстан, Узбекистан и Иран формируются устойчивые сухопутно-воздушные коридоры. Турция выступает важным транзитным центром для доступа к африканским и южноевропейским рынкам.
Влияние санкций
Санкционное давление 2022–2025 годов привело к ограничению поставок оригинальных запчастей и уходу западных лизингодателей, что увеличило стоимость технического обслуживания и сроки плановых ремонтов. Введение ускоренной сертификации неоригинальных комплектующих позволило частично стабилизировать ситуацию, однако потребовало инвестиций в испытательные мощности и обучение персонала. Программы импортозамещения уже к концу 2024 года позволили довести долю российской техники в карго-парке до 18%, а к 2027 году ожидается рост до 35%. Такие цифры приводят в «АэроБалтСервисе».
Драйверы роста

