Грузовые авиаперевозки в России в 2025 году: состояние, тренды и перспективы

Развитие хабов, последствия санкций и будущие реалии для бизнеса — обо всем этом рассказываем в статье

Авиаперевозки

Грузооборот авиационного транспорта в России по итогам 2024 года вырос на 11,4% и составил 1,9 млрд тонно-км, отмечают в BusinesStat. В 2025 году рынок, по данным «АэроБалтСервис», продолжает активную адаптацию к измененным геополитическим и экономическим условиям. После ухода части иностранных перевозчиков и введения ограничений в сфере лизинга и страхования акцент сместился на развитие внутренней логистики и сотрудничество с дружественными странами. Наиболее значимыми остаются направления в Китай, Индию, страны Средней Азии и Ближнего Востока.

Альтернативные маршруты и развитие инфраструктуры

Санкционные ограничения стали стимулом для развития собственной инфраструктуры. Если ранее основная доля грузопотока приходилась на московские аэропорты, то теперь все больше значимых грузовых операций сосредотачивается в Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Челябинске и Владивостоке, которые активно модернизируются. Региональные аэропорты расширяют складские мощности, строят новые терминалы и укрепляют свои позиции как альтернативы перегруженным столичным хабам. Децентрализация делает систему менее уязвимой и повышает скорость распределения грузов, считают в «АэроБалтСервисе». Параллельно модернизируются и крупные хабы: Жуковский развивает один из крупнейших в Европе грузовых терминалов, Ульяновск-Восточный ориентируется на обслуживание тяжелых воздушных судов, Владивосток усиливает направления на Китай и Корею.

Переориентация международных маршрутов стала следствием ограничения перелетов в Европу. В 2025 году ключевыми для российских перевозчиков становятся Азия, Ближний Восток и Латинская Америка. Через Казахстан, Узбекистан и Иран формируются устойчивые сухопутно-воздушные коридоры. Турция выступает важным транзитным центром для доступа к африканским и южноевропейским рынкам.

Влияние санкций

Санкционное давление 2022–2025 годов привело к ограничению поставок оригинальных запчастей и уходу западных лизингодателей, что увеличило стоимость технического обслуживания и сроки плановых ремонтов. Введение ускоренной сертификации неоригинальных комплектующих позволило частично стабилизировать ситуацию, однако потребовало инвестиций в испытательные мощности и обучение персонала. Программы импортозамещения уже к концу 2024 года позволили довести долю российской техники в карго-парке до 18%, а к 2027 году ожидается рост до 35%. Такие цифры приводят в «АэроБалтСервисе».

Драйверы роста

Авиа�перевозки в России

По мнению Егора Тарасова, основателя компании «РОКОТТ Транс», важнейшим фактором развития рынка грузовых авиаперевозок становится стремительный рост электронной коммерции. Крупные маркетплейсы формируют собственные чартерные программы: Wildberries связывает Китай с Владивостоком и Казанью, а Ozon использует маршруты через Дубай и Жуковский. Это значительно увеличивает объемы грузоперевозок и укрепляет спрос на быстрые авиационные решения.

Государственная поддержка также играет ключевую роль в трансформации логистической отрасли. Как отмечают в «АэроБалтСервисе», государство субсидирует инфраструктурные проекты, снижает пошлины на комплектующие, упрощает таможенные процедуры и развивает цифровые платформы. Особое внимание уделяется развитию собственного авиапрома: приоритетными считаются проекты Ил-96-400Т, грузовая модификация МС-21, а также совместные разработки с китайскими и иранскими партнерами.

Кроме того, растет спрос на международные перевозки специфических грузов — фармацевтики, микроэлектроники и другого высокочувствительного оборудования, где авиация остается незаменимым транспортом, с точки зрения Тарасова.

Эксперт также отмечает, что перевозчики адаптируются к новым реалиям за счет расширения линейки отечественных комплектующих и широкого внедрения цифровых технологий. Электронные авианакладные и современные системы отслеживания грузов создают прозрачность процессов и повышают комфорт для клиентов. Финансовая среда также меняется. По мнению основателя компании «РОКОТТ Транс», в условиях ограничений SWIFT и SEPA перевозчики все чаще используют расчеты через платежных агентов, а криптовалютные инструменты, особенно стейблкоины, становятся востребованным способом ускорения международных платежей.

По оценкам BusinesStat, в 2025–2029 годах грузооборот российского авиатранспорта продолжит постепенно восстанавливаться, на 4–7% каждый год. В 2029 грузооборот авиатранспорта в России может составить 2,5 млрд тонно-км — на 31% выше значения 2024 года. Свой прогноз на будущее дала и Ольга Миронова, руководитель департамента продаж авиаперевозок ATC GLOBAL LOGISTICS, в рамках выступления на TransRussia Summit. По ее мнению, пассажирские хабы все активнее превращаются в полноценные грузовые центры, происходит расширение мощностей в Китае, Юго-Восточной Азии и России.

Ожидается развитие комбинированных маршрутов, где туристические рейсы будут дополнительно использоваться для коммерческой загрузки (примечательно, что и сейчас около 70% всех грузов перевозится на пассажирских рейсах). Кроме того, отрасль продолжит цифровизацию: акцент будет сделан на сквозное отслеживание грузов «от двери до двери», внедрение электронной документации и автоматизацию. Существенным фактором эффективности станет сезонная оптимизация — максимальное использование ресурсов в высокий сезон и модернизация инфраструктуры в периоды спада. Наконец, прогнозируется географическое расширение перевозок: откроются новые маршруты и появятся дополнительные транзитные хабы, подытожила спикер.

Почему участие в TransRussia | SkladTech 2026 станет стратегическим вкладом в развитие бизнеса

Авиаперевозки на выставке

2025 год стал для российской авиационной логистики периодом адаптации. Отрасль развивается благодаря новым маршрутам, модернизации региональных хабов, активному внедрению цифровых технологий и развитию отечественного авиапрома. Компании, работающие в сфере грузовых авиаперевозок, нуждаются в надежных партнерствах и современных технологиях, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменениям рынка.

На выставке TransRussia | SkladTech представлен отдельный раздел «Грузовые авиаперевозчики», в котором участвуют:

  • Авиакомпании
  • Аэропорты и терминалы
  • Прочие грузовые агенты

По данным опроса посетителей, 8 478 специалистов были заинтересованы именно в грузовых авиаперевозках. В целом в 2025 году выставку посетили более 30 400 профессионалов из 84 регионов России и 46 стран мира. При этом 95% всех посетителей влияют на решения о закупках.

Участие в выставке TransRussia дает возможность напрямую вести диалог с руководителями компаний, находить новые решения, формировать партнерства и укреплять позиции бизнеса в условиях стремительно меняющейся логистической среды.

Забронируйте стенд на TransRussia | SkladTech 2026 или получите бесплатный билет по промокоду tr26NEWS!