Вызовы и перспективы грузовых железнодорожных перевозок в России
Разворот на восток продолжается, на этом направлении растут объемы перевозок грузов по железной дороге. Несмотря на недостаточную пропускную способность Восточного полигона, у железнодорожных перевозок в России большие перспективы развития.
Стратегическая значимость железнодорожного транспорта в России обуславливается прежде всего географическим положением страны. Когда требуется обеспечить бесперебойную круглогодичную перевозку значительных объемов грузов, именно железные дороги позволяют решить эту, безусловно, важную задачу. Далее расскажем о вызовах и перспективах грузовых железнодорожных перевозок в России.
Текущие вызовы рынка грузовых железнодорожных перевозок РФ
В целом российский рынок железнодорожных перевозок преодолел последствия ограничений, введенных в 2022 году. Если по итогам 2022 года сокращение погрузки относительно 2021 года достигало 3,8% (до 1,234 млн тонн), то в 2023 году данный показатель по сравнению с 2022 годом практически не изменился, снизившись всего на 0,2% (до 1,232 млн тонн). Нельзя не отметить, что по некоторым наименованиям грузов по итогам 2023 года погрузка увеличилась:
- по зерну на 37,1% (+8,9 млн тонн),
- по контейнерным грузам – на 12,8% (+5,8 млн тонн),
- по химическим и минеральным удобрениям – на 5,4% (+3,2 млн тонн).
Вместе с тем, в текущему году наблюдается тренд на снижение объема погрузок. Так, по итогам июля суммарный объем погрузок сократился на 5,6% (до 97,4 млн тонн) относительно того же периода 2023 года. Существеннее всего сократились погрузки стройматериалов (-17%), цемента (-15%), черных металлов (-12%). Всего же по итогам января-июля 2024 года объем перевозок по сети РЖД сократился на 3,4% (до 698 млн тонн). Чем же обусловлена такая тенденция?
Ключевая причина – изменение вектора перевозок в сторону востока. Так, на протяжении двух лет перевозка грузов в данном направлении демонстрирует уверенный рост. Например, в 2023 году наибольший прирост показателя погрузки демонстрировали Забайкальская (на 14,2%) и Дальневосточная (на 5,1%) железные дороги. Увеличение перевозок в восточном направлении существенно увеличило нагрузку на и так работавшую на пределе возможностей железнодорожную инфраструктуру, прежде всего, на Восточный полигон (включает в себя Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали). Из-за нехватки пропускной способности инфраструктура попросту не может «переварить» существенно выросший объем перевозок.
Инфраструктурные проблемы приводят и к увеличению времени оборачиваемости вагонов. Более того, из-за этого образовался профицит вагонного парка, составляющий, по данным РЖД, порядка 220 тыс. единиц. Проще говоря, сейчас в нашей стране имеется больше вагонов, чем нужно для обеспечения перевозок.
Интересно, что по итогам I квартала 2024 года на 44% вырос объем транзитных перевозок из Китая в страны ЕС. Это объясняется в том числе ростом торговли между Китаем и Европой, отсутствием альтернативных маршрутов по суше, а также обострением обстановки в Красном море.
Безусловно, перевозчики совместно с потребителями услуг и властями постоянно прорабатывают различные варианты решения сложившихся проблем. Так, РЖД активно внедряет маршрутизацию – более эффективный метод использования существующей инфраструктуры. Он предполагает формирование полносоставных поездов непосредственно в точках погрузки или на ближайших к ним станциях. За счет этого поезда проходят попутные станции без переработки составов. Внедряются и решения, предполагающие попутную перевозку грузов, что снижает порожние пробеги и нагрузку на инфраструктуру. Также стадию эксперимента прошел проект тяжеловесного движения (в том числе на Восточном полигоне), предполагающий увеличение как массы, так и длины поездов, тем самым повышая объемы вывоза.
Перспективы российского рынка железнодорожных перевозок
С учетом текущей геополитической ситуации и изменения вектора развития внешней торговли ключевой задачей выступает формирование нового и модернизация существующего транспортного каркаса (в том числе и железнодорожного) на восточном направлении. К такому выводу пришли эксперты НИУ ВШЭ.
В настоящее время основным внешнеторговым партнером Российской Федерации, а также крупнейшим потребителем различного сырья в регионе является Китай. Кроме того, активно развивается внешняя торговля с другими странами Юго-Восточной Азии. Соответственно, развитие отечественной железнодорожной инфраструктуры должно координироваться и синхронизироваться с реализуемыми партнерами проектами, причем это касается как развития промышленности, так и строительства новых железных дорог и пограничных переходов.
Синхронизация и координация совместных проектов позволит решить главную проблему – недостаточную пропускную способность Восточного полигона. По сути, на востоке России образовалось «бутылочное горлышко», расширение которого является ключевой задачей на среднесрочную перспективу. Эксперты считают, что при ее решении важно комплексно подходить к строительству новой инфраструктуры и обновлению существующей. Этот фактор подчеркивает ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов: по его словам, важно обеспечить связанность, а также ритмичность, стабильное финансирование и соблюдение графика работ. Руководитель управления аналитических исследований «ИВА Партнерс» Дмитрий Александров подчеркивает важность нахождения компромисса между подходами РЖД и промышленных предприятий в модернизации Восточного полигона, а также привлечения дополнительных источников финансирования (в том числе со стороны государства).
В целом эксперты отрасли считают, что восточное направление остается в текущих условиях наиболее перспективным для развития железнодорожного транспорта. Вместе с тем стоит ожидать дальнейшего прироста (пусть даже меньшего, чем в текущем году) объема транзитного трафика из Китая в Европу.
Другая тенденция, которая будет актуальна в течение следующих лет – цифровизация отрасли. Это касается различных аспектов: управления движением и логистикой, систем безопасности. Например, РЖД активно внедряет виртуальную сцепку, предусматривающую обмен информацией о движении между локомотивами ведущего и ведомого поездов. Она позволяет вести в таком режиме до 5 поездов и сократить интервал между попутными поездами вдвое – с 12 до 6 минут.
Ценность участия в выставке TransRussia | SkladTech 2025
Несмотря на все вызовы, сегмент железнодорожных перевозок остается одним из наиболее востребованных. Кроме того, учитывая динамично развивающееся сотрудничество России со странами Юго-Восточной Азии, стоит ожидать дальнейшей положительной динамики в части грузопотока и модернизации инфраструктуры на востоке страны. Поэтому тем компаниям, которые заинтересованы в выходе на российский рынок или масштабировании собственн ого бизнеса, стоит задуматься о налаживании партнерских связей уже сейчас.
Отличный способ найти новых партнеров – участие в Международной выставке транспортно-логистических услуг, складского оборудования и технологий TransRussia. Это крупнейшая в России и странах СНГ логистическая выставка. Ценность события подчеркивается востребованностью у целевой аудитории: в 2024 году выставку посетили 30 217 специалистов из 81 региона РФ и 50 стран мира.
На TransRussia | SkladTech:
- 76% посетителей ищут новых партнеров и клиентов,
- 68% посетителей занимают руководящие должности,
- 14 836 посетителей заинтересованы в грузовых железнодорожных перевозках.