Завершились TransRussia | SkladTech 2024
TransRussia | SkladTech 2024 посетили 30 217 специалистов, что на 12% больше, чем в прошлом году.
Завершился третий выставочный день TransRussia | SkladTech 2024. За три дня в совокупности выставку посетили 30 217 специалистов. 580 компаний из 20 стран представили свои услуги в области транспортной логистики, оборудование и технологии для склада. В рамках деловой программы состоялись четыре конференции – их краткие итоги в этой новости.
28-я Международная конференция для грузовладельцев и перевозчиков «ТРАНСРОССИЯ»
Участники Public talk «Безопасность грузоперевозок. Страхование. Современные подходы по минимизации риска» обсудили виды мошенничества на всех видах перевозок, способы противодействия мошенникам и стандарты безопасности в автомобильных грузоперевозках. Соорганизатором мероприятия выступила АССОЦИАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛОГИСТИКИ, модератором – ее руководитель Фарид Джафаров.
Красной линией через все выступления экспертов прошла мысль о необходимости предотвращать мошенничества и не надеется на последующие взыскания через суд. Спикеры единогласно отметили, что мошенники умело пользуются всеми возможностями избежать наказания и даже в случае их возможного осуждения, это не вернет заказчику перевозки ни груза, ни в большинстве случаев, затрат.
Сергей Богатов, транспортный юрист и генеральный директор «Богатов групп» рассказал, что в сфере автоперевозок наблюдается 4 основных схемы мошенничества: первая – груз увозит водитель с поддельными документами, вторая – водителю делается звонок с переадресацией для разг рузки, третья – водителю дается заявка с доставкой на принадлежащий мошенникам адрес, четвертая – мошенник пропадает после получения оплаты. Как предотвращать риски? Как минимум, элементарными проверками партнеров и четкими инструкциями, в том числе водителю – ехать только по адресу в накладной.
На современном рынке помогают искать мошенников и предотвращать хищения грузов специальные IT-продукты. Артем Ефимов, генеральный директор Zunami рассказал об эволюции антифрода в страховании логистике. По его словам, в компании выверено около 100 мошеннических схем и под каждую собрано порядка 10 правил. Когда всплывает совокупность заложенных в программу данных, применяются меры, например блокировка груза. Как отметил г-н Ефимов, мошенники эволюционируют, но и цифровизация логистической отрасли не стоит на месте. В ней уже сформировался большой массив данных, который позволяет сопоставлять факты и выявлять подозрительные совпадения данных, поэтому сейчас компании сообща «дрессируют» искусственный интеллект для поиска таких совпадений.
Дискуссионным оказался вопрос об изменении схем мошенничеств. Большинство участников рынка автомобильных перевозок все же сошлись во мнении, что самыми распространенными остаются традиционные способы краж. Мошенники пользуются доверчивостью участников рынка, широкой географией страны, а также мигрируют по секторам рынка – из банковской сферы в логистическую, из логистической – в страховую. Михаил Алтунин, CEO ОТК отметил, что не видит качественных перемен в мошеннических схемах. Самой распространенной по-прежнему остается переадресация грузов.
Обсудили спикеры и эффективность черных списков недобросовестных участников рынка. Они пришли к выводу, что не во всех сегментах такие списки действенны и не все данные нужно воспринимать буквально. Александр Набока, независимый эксперт отметил, что списки не догма и каждую информацию необходимо подвергать дополнительной проверке и оценке.
Александр Петренко, заместитель генерального директора Панди-Транс (TT Club) рассказал, что впервые появились черные списки в сфере морских перевозок, которые раньше считались слишком специфичной отраслью. Антон Шилков из BIT рассказал о борьбе с мошенниками с помощью биометрии и привел реальные кейсы установления недобросовестных перевозчиков.
6-я конференция по управлению и оптимизации цепей поставок
В главном зале в 11:00 стартовала Панельная сессия «Как меняются стратеги и компаний в области цепей поставок в текущих условиях». Сессию модерировал Ырысбек Ташбаев – исполнительный директор Совета профессионалов по цепям поставок.
С Аналитического доклада сессию начал Александр Вороненко – руководитель направления развития методологии и практики управления цепями поставок Совета профессионалов по цепям поставок. Эксперт выделил главные внешние и внутренние вызовы компаниям, риски и возможности, которые они несут, а также ключевые тренды.
Со своим докладом о трудностях в логистике выступил Михаил Давыдов – заместитель директора по управлению запасами и логистикой «Объединенные кондитеры». Рост цен на какао-бобы, сложность в осуществлении международных транзакций и острая нехватка кадров – их эксперт назвал главными трудностями последнего времени. С наличием дефицита кадров согласилась Марина Полякова – вице-президент по логистике и управлению цепями поставок, Группа компаний «НИЖФАРМ». Одно из преимуществ текущей ситуации спикер видит в том, что важность логистики теперь признается всеми и считается ключевым фактором успеха для компаний. В выступлении прозвучала рекомендация анализировать треугольник «команды – процессы – системы». Спикер также призывает привлекать к работе студентов, которые, несмотря на недостаток опыта, являются «альтернативным ресурсом, который недооценивается».
Ксения Пронина, директор департамента логистики «Сибагро», рассказала о сложностях, с которыми компания столкнулась при внедрении цифровизации. В первую очередь спикер назвала дефицит в кадрах, при этом в регионах еще сложнее решить вопрос со специалистами для автоматизации и цифровизации логистики. Спикер уверена, что до начала цифровой трансформации нужно провести автоматизацию, а до нее научиться строить процессы вручную. И при этом в первую очередь нужно структурировать хаос, с ним ничего хорошего из автоматизации и цифровизации не выйдет.
Призвала обратить внимание на команду и сильных сотрудников на местах Анна Ржешевская – Директор по закупкам и логистике SNK-S. По мнению эксперта, смотреть на команду нужно как на ресурс, который поможет выполнить задачи, у которых не хватает ресурса у руководителя. Кроме того, важно взаимодействие между смежными отделами. Алексей Ермаков, директор по логистике «Снежной Королевы» продолжил тему кадров. Спикер призвал находить и развивать сотрудников внутри компании, делиться информацией и опытом. Эксперт согласил ся с Ксенией Прониной в том, что не нужно цифровизировать хаос. Сначала процессы на бумаге, потом автоматизация, а после нее цифровизация.
Далее по ходу деловой программы выступил основатель и старший партнер Optimalog Георгий Властопуло. Эксперт привел статистику по внешней торговле, обратив особое внимание на снижение сальдо торгового баланса – за 2023 год импорт вырос на 11,7% и экспорт сократился на 28,3%. Комментируя статистику таможенных платежей, эксперт отметил – впервые таможенные платежи за импорт превысили экспортные поступления. В 2023 году импорт составил 76,3% при экспорте в 23,7%. Среди основных стран-партнеров в торговле первое место ожидаемо занял Китай, но спикер обратил особое внимание на вторую позицию в списке на – на страны Евросоюза. На них приходится 12,5% торговли. Что касается Индии и Турции, дисбаланс торговли с ними и геополитические риски пока не позволяют в полной мере, как считает спикер, достичь эффективных двусторонних экономических связей. Георгий Властопуло также обратил внимание на санкции, в особенности на 12 пакет, который привел к частичной блокировке трансграничной торговли с дружественными странами из-за опасения введения вторичных санкций.
Со вторым докладом на тему «Удержание бюджета в условиях растущего рынка автоперевозок» выступил Кирилл Чибрикин – генеральный директор Quehenberger Logistics. Согласно статистике, за три года рост рынка автоперевозок внутри РФ составил 68,7%. При этом выросли тарифы по направлениям, в частности, по направлениям «Москва – Новосибирск» (+49% за 2023 год) и «Москва – Новороссийск» (+44,3% за 2023 год). Из положительных моментов – развивается инфраструктура. Так, в 2023 году построено и реконструировано 650 км федеральных и региональных трасс. Спикер также назвал главные цифры по текущей ситуации на рынке автоперевозок:
- 64,8% составила нехватка кадров у перевозчиков
- 50% составил рост зарплаты дальнобойщиков
- 47 дней в среднем простаивали грузовики из-за нехватки водителей
- 69% грузовиков в России старше 10 лет и др.
Анна Лударева, ведущий специалист по работе с ключевыми клиентами ATI.SU, представила доклад «Эффективная логистика: бесшовная связь с заказчиком». В своем докладе спикер презентовала инструмент автоматического копирования грузов, позволяющий сократить 5 минут работы с пе рвыми этапами работы с грузом до 0,05 мин. О преимуществах логистических сервисов в «одном окне» рассказали Владислав Кукуй и Юлия Епишина – представители компании Loginet.
Финальным мероприятием деловой программы в Главном зале стала «Экономика данных в логистике: платформа и сервисы в интересах бизнеса и государства». Модератором мероприятия выступила Полина Давыдова – директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика».
Первым своим докладом поделился Дмитрий Скачков. В нем были отмечены результаты ГИС ЭПД за 2023 год – это 11 операторов ИС ЭПД, компании из 83 регионов. К проекту уже присоединились крупнейшие автоперевозчики и грузоотправители, в топ-3: X5 Group, Мосгортранс, ПЭК. Также эксперт презентовал Национальную цифровую транспортно-логистическую платформу (НЦТЛП). В 2024 году планируется провести эксперимент на примере 4 маршрутов мультимодальных перевозок.
Тему ГИС ЭПД продолжил Илья Перевалов – генеральный директор «ЗащитаИнфоТранс». В 2022 году система была запущена. К настоящему моменту, как сообщил эксперт, есть 6 документов автомобильного транспорта, к ГИС ЭПД подключены 11 операторов. Что касается наполнения данными, то к февралю 2024 года 2 млн документов загружаются в систему ежемесячно.
Подробнее о НЦТЛП рассказал Дмитрий Горшков – директор Ситуационно-информационного центра Министерства транспорта РФ. По словам спикера, как и однажды оказание госуслуг в электронном формате стало революцией, так и принцип единого окна должен стать революцией в транспортной отрасли, чтобы подача документов могла была сделана единожды. В I кв 2024 года была утверждена Концепция и дорожная карта, а к 2028 году НЦТЛП планируется ввести в эксплуатацию.
Дмитрий Суровец, вице-президент по информационным технологиям Дальневосточного морского пароходства (FESCO), рассказал аудитории, какие решения уже есть в компании FESCO. К ним относятся:
- Интерактивная карта активов,
- Личный кабинет MY.FESCO, позволяющий оформить перевозки в один клик,
- Управ система порта «TOS»,
- Цифровой двойник,
- Система единого окна в работе с ФТС,
- Умный и безопасный порт, интеллектуальная видеоаналитика.
Беседу продолжила Лариса Коршунова – директор по взаимодействию с органами государственной власти ОТЛК ЕРА. Эксперт уделила внимание темам, которые не обсуждались предыдущими выступающими. Например, вопрос навигационных пломб. Сейчас документ о применении пломб в ЕАЭС готов к вступлению в промышленную эксплуатацию. Чтобы он заработал в полную силу и бесшовно, система должна продвинуться далеко за территории России и ЕАЭС.
О взгляде FESCO на НЦТЛП рассказал Кирилл Захаров – заместитель генерального директора «ДелоТех», заместитель директора по информационным технологиям ГК «Дело». Важное преимущество системы эксперт видит в том, что клиенту не нужно будет собирать перечень документов для получения льготы, а еще, вероятно, ускорится движение груза, в том числе на сети. Спикер призвал помнить о возможных рисках, в числе которых большой объем данных, в том числе чувствительных для бизнеса – вопрос в том, кому давать доступ к этим данным.
Далее своим мнением поделился Игорь Белов – директор по стратегии и развитию «Евросиб». Как сообщил спикер, использование НЦТЛП позволит облегчить обработку документов и ускорить выставление счетов, а также позволит стандартизировать обмен данными между участниками рынка. Далее в дискуссию вступил Кондратий Гайкевич – директор Рустранс-Спедишн (ГК «Дженти»). Эксперт напомнил о том, что сложность построения таких масштабных платформ, как НЦТЛП, заключается в мнимой простоте задачи – все лишь взять все процессы всех участников, все документы всех ведомств и зарегистрировать их на одной платформе. С заключительным мнением выступила Ольга Федоткина – исполнительный директор «Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики». Спикер также напомнила о барьерах в создании системы, например, с точки зрения нормативно-правового регулирования. И также сообщила о больших возможностях, которые может дать НЦТЛП.
8-я конференция «ИТ-решения на транспорте и в логистике. Факторы успеха»
На стратегической сессии «Экономика данных в логистике: платформа и сервисы в интересах бизнеса и государства» обсудили Государственную информационную систему электронных перевозочных документов. Дмитрий Скачков, директор Департамента цифрового развития Министерства транспорта Российской Федерации:
«С 2022 года счет документов в ГИС ЭПД перешел на миллионы. Среди крупных участников – X5, ПЭК, «Деловые линии» и многие другие. Наша главная цель - планируем прийти от работы, связанной с документами, к работе с данными, которые поступают в цифровом виде».
Илья Перевалов, генеральный директор, ЗащитаИнфоТранс:
«Сейчас у нас есть шесть документов для автотранспорта и 11 операторов ИС ЭПД – можно обратиться к любому из них или сразу нескольким. Около 400 тысяч документов «заходят» в систему каждый месяц. Многие компании не просто заменяют бумажные на электронные документы, но и пересматривают бизнес-процессы. Это хоть и снижает скорость внедрения, но повышает тот эффект, который мы все получаем».
Дмитрий Горшков, Директор Ситуационно-информационного центра Министерства транспорта РФ:
«Мы по сути проводим революцию в транспортной отрасли и добиваемся реализации принципа однократности подачи. Государство заинтересовано в понимании движения груза по стране. Как он перемещается, почему он движется этим видом транспорта, а не другим. И в этом случился симбиоз пожеланий государства и бизнеса».
Дмитрий Суровец, вице-президент по информационным технологиям, FESCO:
«Важно, что такие программы реализуются не ради галочки. Электронный документооборот – это не про “распечатать документ на принтере, отправить его по ЭДО, а потом положить в шредер”. Это про полный переход на цифру. Работать в логистике так, как было несколько поколений назад, уже не получится».
Лариса Коршунова, Директор по взаимодействию с органами государственной власти ОТЛК ЕРА:
«Любая перевозка сопряжена с осуществлением пограничных формальностей, множеством товаросопроводительных и разрешительных документов. И поэтому хочется договориться об их составе и формате – это обеспечит интеграцию с платформами».
Кирилл Захаров, Заместитель генерального директора ДелоТех, заместитель директора по информационным технологиям Дело:
«Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа – стандарт обмена данными между участниками перевозки. Нам важно не только качественно оказать услугу, но и максимально облегчить жизнь клиенту: например, чтобы он не собирал перечень документов для подтверждения льготы. НТСЛП ускорит движение груза, в том числе на сети. Есть и риски: платформа обладает большим объемом данных, поэтому вопрос распределения ответственности за доступ к ним является очень острым».
Игорь Белов, Директор по стратегии и развитию, Евросиб
«Мы участвуем в проекте по нескольким причинам. Нам важно освободить сотрудников от перевода информации из бумажных документов в цифровой вид – это снизит наши затраты. Кроме того, переход на безбумажный формат увеличит скорость выставления счетов клиенту. Считаем важным создать рестр участников отрасли, потому что так станет доступным выбор поставщика по разрешениям, лицензиям и компетенциям».
Интервью на сцене
21 марта в рамках TransRussia | SkladTech 2024 состоялось интервью с Вадимом Филатовым – сооснователем и заместителем директора компании ПЭК. Смотреть интервью >>>