Транспортная и складская логистика в России: главные тренды 2024 года
Фокус на импортозамещение и внутренние грузоперевозки, переориентация на Восток, цифровизация и автоматизация среди ключевых трендов в российской логистике.
Каждый год в транспортно-логистической отрасли происходят значительные изменения. Причина тому кроется не только в геополитике и глобальных вызовах, но и в стремительном развитии технологий. Чтобы и дальше оставаться конкурентоспособными, логистические компании адаптируются к новым ус ловиям и пользуются новыми инструментами.
В этой статье рассмотрим четыре основных тренда, которые будут определять развитие транспортной и складской логистики в России в 2024 году.
1. Автоматизация, цифровизация и роботизация процессов
Цифровизация занимает центральное место в логистике. С каждым годом российские компании все активнее внедряют в свои логистические процессы цифровые инструменты:
- системы управления складом (WMS),
- интернет вещей (IoT),
- Электронный документооборот (ЭДО).
Системы управления складом (WMS), интегрированные с ERP-системами, позволяют эффективнее планировать ресурсы. IoT-датчики помогают транспортно-логистическим компаниям разрабатывать оптимальные маршруты, учитывая расход топлива и трафик. На складах IoT помогает контролировать перемещение грузов, бороться с потерями и кражами, эффективно управлять запасами.
Электронный документооборот (ЭДО) также получает широкое распространение, заменяя бумажные документы и ускоряя процессы доставки. В соответствии с транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, планируется, что к 2035 году доля перевозочных документов, оформленных в электронном виде, достигнет 100%.
Передовые компании уже используют в своих процессах роботов – например, автономных мобильных роботов (AMR), которые выполняют тяжелую и рутинную работу. Они помогают снизить риски несчастных случаев и увеличить производительность.
2. Искусственный интеллект и машинное обучение
Искусственный интеллект, как и цифровизация, проникает во все аспекты логистики. Он уже активно используется передовыми компаниями для оптимизации спотовых торгов, выбора и бронирования грузов, а также для борьбы с мошенничеством. Автоматизированные инструменты на базе ИИ помогут перевозчикам находить наиболее выгодные маршруты, контролировать техническое состояние транспорта и предотвращать кражи топлива.
Машинное обучение (ML) не ограничивается анализом больших данных и прогнозированием спроса. На базе ML проводится «умное» спутниковое отслеживание, которое позволяет проводить мониторинг транспорта, отслеживать перемещение грузов и состояние товаров, повышая тем самым эффективность процессов в логистике.
3. Импортозамещение и развитие внутренней логистики
В условиях геополитической нестабильности и санкций, российские компании усиливают внимание к внутренним грузоперевозкам и импортозамещению. Растет объем перевозок сборных грузов по стране, поддерживаемый развитием маркетплейсов и электронной коммерции. Так, за январь-сентябрь 2023 года объем сборных грузов вырос на 22%, а за январь-апрель текущего года объем перевозок контейнеров по сети РЖД увеличился на 9,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, оперативных доставок требует и российская промышленность – рост объемов промышленного производства за 2023 год составил 3,5%.
Параллельно с внутренними грузоперевозками важным аспектом логистики становится импортозамещение. Ряд российских разработчиков ПО предлагают свои продукты для управления складом, транспортировки и маршрутизации. Многообразие отечественных аналогов помогает российским компаниям снизить зависимость от иностранных решений и обеспечить безопасность данных.
4. Переориентация на Восток и развитие инфраструктуры
Изменения во внешнеполитической и экономической конъюнктуре уже привели к переориентации торговых потоков с запада на восток. За прошлый год, по данным ГК «Деловые линии», спрос на доставку из Китая вырос более чем на 40%, не отстает и Турция – более чем в 2 раза увеличилось количество контейнерных перевозок сборных и генеральных грузов. Увеличению объемов грузоперевозок способствует развитие пунктов пропуска на государственной границе, в 2024 году на эту задачу будет направлено 8,3 млрд руб.
Важность инвестиций в развитие инфраструктуры очевидна. Строительство новых терминалов и улучшение существующих объектов позволяют увеличить транспортный потенциал и эффективность логистических процессов. Важным шагом является соглашение «РЖД Бизнес Актив» и Альфа-Банка о кредитной линии на строительство железнодорожного термин ала в Забайкальске, что внесет существенный вклад в улучшение инфраструктуры и увеличение грузооборота.
TransRussia | SkladTech – главная выставка транспортно-логистических услуг, складского оборудования и технологий
На протяжении 28 лет TransRussia выступает в качестве крупнейшей в России и СНГ логистической выставки. На одной площадке с ней проходит специальная экспозиция складского оборудования и технологий SkladTech. Участниками TransRussia | SkladTech 2024 стали 583 компании, с их предложением ознакомились 30 217 специалистов отрасли. Из них 15 837 впервые посетили выставку.
Эффективность выставки для бизнеса подтверждается результатами опроса участников:
- 97% удовлетворены участием в выставке,
- 82% нашли новых клиентов и партнеров,
- 74% собрали более 100 анкет за 3 дня.