Транспортная и складская логистика в России: главные тренды 2024 года

Фокус на импортозамещение и внутренние грузоперевозки, переориентация на Восток, цифровизация и автоматизация среди ключевых трендов в российской логистике.

Каждый год в транспортно-логистической отрасли происходят значительные изменения. Причина тому кроется не только в геополитике и глобальных вызовах, но и в стремительном развитии технологий. Чтобы и дальше оставаться конкурентоспособными, логистические компании адаптируются к новым условиям и пользуются новыми инструментами.

В этой статье рассмотрим четыре основных тренда, которые будут определять развитие транспортной и складской логистики в России в 2024 году.

1. Автоматизация, цифровизация и роботизация процессов

Цифровизация занимает центральное место в логистике. С каждым годом российские компании все активнее внедряют в свои логистические процессы цифровые инструменты:

  • системы управления складом (WMS),
  • интернет вещей (IoT),
  • Электронный документооборот (ЭДО).

Системы управления складом (WMS), интегрированные с ERP-системами, позволяют эффективнее планировать ресурсы. IoT-датчики помогают транспортно-логистическим компаниям разрабатывать оптимальные маршруты, учитывая расход топлива и трафик. На складах IoT помогает контролировать перемещение грузов, бороться с потерями и кражами, эффективно управлять запасами.

Автоматизация складской логистики

Электронный документооборот (ЭДО) также получает широкое распространение, заменяя бумажные документы и ускоряя процессы доставки. В соответствии с транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, планируется, что к 2035 году доля перевозочных документов, оформленных в электронном виде, достигнет 100%.

Передовые компании уже используют в своих процессах роботов – например, автономных мобильных роботов (AMR), которые выполняют тяжелую и рутинную работу. Они помогают снизить риски несчастных случаев и увеличить производительность.

2. Искусственный интеллект и машинное обучение

Искусственный интеллект, как и цифровизация, проникает во все аспекты логистики. Он уже активно используется передовыми компаниями для оптимизации спотовых торгов, выбора и бронирования грузов, а также для борьбы с мошенничеством. Автоматизированные инструменты на базе ИИ помогут перевозчикам находить наиболее выгодные маршруты, контролировать техническое состояние транспорта и предотвращать кражи топлива.

Машинное обучение (ML) не ограничивается анализом больших данных и прогнозированием спроса. На базе ML проводится «умное» спутниковое отслеживание, которое позволяет проводить мониторинг транспорта, отслеживать перемещение грузов и состояние товаров, повышая тем самым эффективность процессов в логистике.

3. Импортозамещение и развитие внутренней логистики

В условиях геополитической нестабильности и санкций, российские компании усиливают внимание к внутренним грузоперевозкам и импортозамещению. Растет объем перевозок сборных грузов по стране, поддерживаемый развитием маркетплейсов и электронной коммерции. Так, за январь-сентябрь 2023 года объем сборных грузов вырос на 22%, а за январь-апрель текущего года объем перевозок контейнеров по сети РЖД увеличился на 9,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, оперативных доставок требует и российская промышленность – рост объемов промышленного производства за 2023 год составил 3,5%.

Параллельно с внутренними грузоперевозками важным аспектом логистики становится импортозамещение. Ряд российских разработчиков ПО предлагают свои продукты для управления складом, транспортировки и маршрутизации. Многообразие отечественных аналогов помогает российским компаниям снизить зависимость от иностранных решений и обеспечить безопасность данных.

4. Переориентация на Восток и развитие инфраструктуры

Изменения во внешнеполитической и экономической конъюнктуре уже привели к переориентации торговых потоков с запада на восток. За прошлый год, по данным ГК «Деловые линии», спрос на доставку из Китая вырос более чем на 40%, не отстает и Турция – более чем в 2 раза увеличилось количество контейнерных перевозок сборных и генеральных грузов. Увеличению объемов грузоперевозок способствует развитие пунктов пропуска на государственной границе, в 2024 году на эту задачу будет направлено 8,3 млрд руб.

Важность инвестиций в развитие инфраструктуры очевидна. Строительство новых терминалов и улучшение существующих объектов позволяют увеличить транспортный потенциал и эффективность логистических процессов. Важным шагом является соглашение «РЖД Бизнес Актив» и Альфа-Банка о кредитной линии на строительство железнодорожного терминала в Забайкальске, что внесет существенный вклад в улучшение инфраструктуры и увеличение грузооборота.

Поворот на Восток

TransRussia | SkladTech – главная выставка транспортно-логистических услуг, складского оборудования и технологий

TransRussia | SkladTech 2024

На протяжении 28 лет TransRussia выступает в качестве крупнейшей в России и СНГ логистической выставки. На одной площадке с ней проходит специальная экспозиция складского оборудования и технологий SkladTech. Участниками TransRussia | SkladTech 2024 стали 583 компании, с их предложением ознакомились 30 217 специалистов отрасли. Из них 15 837 впервые посетили выставку.

Эффективность выставки для бизнеса подтверждается результатами опроса участников:

  • 97% удовлетворены участием в выставке,
  • 82% нашли новых клиентов и партнеров,
  • 74% собрали более 100 анкет за 3 дня.
ОТЧЕТ О ВЫСТАВКЕ 2024

TransRussia | SkladTech 2025 состоятся 18-20 марта в Москве, МВЦ «Крокус Экспо». Забронируйте стенд и станьте участником перспективной экспозиции складского оборудования SkladTech!

УЗНАТЬ УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ