Морские и речные грузоперевозки: итоги 2023 года и планы на 2024-2025

Рассмотрим, как развивался сегмент морских и речных перевозок в 2023 году и отметим актуальные тенденции текущего года.

По данным ООН, на морские и речные перевозки приходится более 80% мирового товарооборота. Неудивительно, что данный вид транспортировки грузов востребован и в России: она омывается 12 морями, а число рек превышает 2,8 млн.

Основные итоги 2023 года

По данным Минтранса России, объем морских грузоперевозок по итогам прошлого года вырос более чем на 23% относительно показателей 2022 года. Безусловно, свою роль сыграл эффект «низкой базы» 2022 года, когда из-за геополитической ситуации многие игроки рынка и заказчики потратили определенное время на перенастройку логистических связей и поиск новых партнеров из стран, не присоединившихся к санкциям.

В свою очередь, грузооборот морских портов в 2023 году вырос на 5%, превысив 883 млн тонн. Стоит отметить дальнейшее изменение вектора товарооборота с запада на восток. Если в 2021 году почти половина грузопотока приходилась на порты Балтики, то в 2022-2023 в лидеры (порядка 60%) вышел Дальний Восток, тогда как доля балтийских портов сократилась примерно вдвое (до 25-27%). В некоторых портах западной части России контейнерооборот сократился на 70%, тогда как в восточной – сопоставимо вырос. Интересно, что наибольший прирост показали морские порты Каспийского бассейна, грузооборот которых вырос почти на треть.

Одной из самых перспективных морских транспортных артерий для контейнерных перевозок является Северный морской путь, объем перевозок по которому в 2023 году превысил 36,2 млн тонн. Это объясняется прежде всего сокращением пути (почти в полтора раза: 20 суток против 33 дней) относительно маршрута через Суэцкий канал, который, к тому же, за последние годы существенно обмелел. Бесспорно, проход судов через Севморпуть часто возможен только при помощи ледоколов, но с учетом увеличения российского ледокольного флота это не является существенным препятствием. Если же сравнивать Севморпуть и путь из Азии в Европу через мыс Доброй Надежды, то во втором случае маршрут будет примерно на 20 суток длиннее, а стоимость – вдвое дороже.

Порты и терминалы
Контейнерные перевозки

Объем перевозок по внутренним водным путям в 2023 году достиг 108,8 млн тонн, что на 6,4% ниже, чем в 2022 году. Протяженность водных путей в РФ превышает 102 тыс. км, по этому показателю Россия уступает лишь Китаю. Вместе с тем, доля водного транспорта в ВВП Российской Федерации крайне мала – всего лишь около 2%. Для сравнения, в Нидерландах данный показатель составляет 34%. Но в текущих условиях в России существуют хорошие возможности для увеличения данного показателя.

Тенденции 2024 года и перспективы 2025

В текущем году стоит ожидать дальнейшего прироста объема грузоперевозок водным транспортом. По прогнозу экспертов Аналитического хаба Сбера, данный показатель может вырасти примерно на 10%. Уже по итогам I квартала, по подсчетам ГТЛК, объем перевозок морским и речным транспортом вырос соответственно на 2,2% и 4,3%. Наибольший прирост может быть в сегменте перевозок внутренним водным транспортом, объем которого может вырасти на 13%.

Стоит ожидать и дальнейшего увеличения объемов перевозок по Северному морскому пути. Тем более, ледокольный флот постепенно увеличивается, закладываются новые корабли.

В первой половине 2024 года наметилась тенденция выравнивания объемов перевозок. Порты северо-западной части России демонстрируют прирост загрузки, тогда как аналогичный показатель для портов восточных регионов незначительно, но снижается. Впрочем, порты Дальнего Востока по-прежнему остаются основными торговыми воротами.

Важный фактор, на который стоит обратить внимание – развитие сопутствующей инфраструктуры. Мало построить порт и наладить поставки продукции через него, требуется построить складскую инфраструктуру, подвести автомобильные дороги и железнодорожные пути. Так, РЖД планирует строительство нескольких крупных транспортно-логистических хабов (порт Славянка, терминал Суходол, транспортно-логистический центр в Кемерово). Также до 2025 года завершится строительство крупного терминала на юге Подмосковья, мощность которого превысит 420 тыс. ДФЭ в год. Заказчиком строительства выступает крупнейший железнодорожный контейнерный оператор – «Трансконтейнер», который, несмотря на санкции, продолжает работу в штатном режиме. К 2025-2027 годам на Дальнем Востоке будут введены в эксплуатацию пограничный терминал в Забайкальске и сухой порт в Приморском крае.

Участие в выставке TransRussia – способ решить ключевые бизнес-задачи

В условиях динамичного роста российского рынка морских и речных грузоперевозок особую значимость приобретают налаженные связи и партнерские взаимоотношения. Поможет в этом Международная выставка транспортно-логистических услуг, складского оборудования и технологий TransRussia | SkladTech 2025.

В 2024 году выставку посетили 30 217 специалистов из 81 региона России и 50 стран мира. 62,5% из них занимают руководящие должности – от владельца бизнеса или руководителя компании до начальника отдела, что существенно упрощает процесс коммуникации и достижения договоренностей о сотрудничестве.

Из общего числа посетителей выставки морскими перевозками интересовались 11 710 человек, контейнерными перевозками – 11 428 человек, грузоперевозками по внутренним морским путям – 4 635 человек.

ОТЧЕТ О ВЫСТАВКЕ 2024

TransRussia | SkladTech 2024

Продемонстрируйте свои решения и услуги в сегментах морских и речных перевозок на TransRussia | SkladTech 2025 – 29-й Международной выставке транспортно-логистических услуг, складского оборудования и технологий!

Выставка состоится 18–20 марта 2025 года в Москве, МВЦ «Крокус Экспо».

УЗНАТЬ УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ