TransRussia Summit 2024: официальный пост-релиз

4–5 декабря в Москве на площадке Hyatt Regency Moscow Petrovsky Park впервые состоялся TransRussia Summit – новое мероприятие для профессионалов транспортно-логистической отрасли. Саммит посетили более 180 делегатов, более 30 экспертов выступили в рамках деловой программы.

В течение двух дней TransRussia Summit 2024 выступал в качестве комфортной, современной и эффективной площадки для для получения актуальной информации о динамично меняющейся ситуации в сфере транспортно-логистических услуг напрямую от участников рынка и ведущих аналитиков, а также для поддержания и расширения деловых связей в формате нетворкинга. Руководители транспортно-логистических, сервисных и IT-компаний, руководители направлений ВЭД и международной торговли, директора по логистике и закупкам грузовладельцев – всего более 180 специалистов посетили TransRussia Summit.

Среди ключевых тем TransRussia Summit 2024:

  • Перераспределение грузопотоков и изменения логистических маршрутов;
  • Прогнозирование и оптимизация затрат на логистику;
  • Проблема дефицита кадров и способы ее решения;
  • Рынок складской недвижимости и складская логистика;
  • Логистика в e-com и в ритейле;
  • Цифровая трансформация и автоматизация логистики.

С докладами выступили более 30 экспертов отрасли. Актуальной статистикой и успешными кейсами в логистике поделились руководители крупнейших логистических компаний (ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт», ГК «Дело», ОАО «РЖД», ГК «Монополия», «ИТЕКО» и др.) и компаний-грузовладельцев (СибКор, ПАО «Магнит», ПАО «ГМК «Норильский никель», ПАО «НОВАТЭК», Russ-Wildberries, Lamoda, Лемана ПРО, «Детский мир» и др.).

TransRussia Summit 2024 стартовал 4 декабря с VIP-приема, в рамках которого прошла лекция известного футуролога Данилы Медведева. Вместе с экспертом делегаты спрогнозировали возможные изменения в логистической отрасли, оценили потенциальные риски и подобрали ответы на изменения рыночной ситуации. После лекции состоялся VIP-нетворкинг. Под выступление джаз-бенда гости приема попробовали коктейли с изысканными закусками от шеф-повара Hyatt Regency Moscow Petrovsky Park.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК «ИТОГИ, ПРОГНОЗЫ, ИННОВАЦИИ»

Весь день 5-го декабря был посвящен деловой программе: статистике, аналитике и текущему состоянию рынка грузоперевозок, обсуждению вызовов и перспектив транспортной и складской логистики в России. Перераспределение грузопотоков и влияние этих изменений на логистику обсудили эксперты в рамках аналитического блока «Итоги, прогнозы, инновации».

TransRussia Summit 2024
Трансроссия Саммит

Алексей Кравченко, коммерческий директор ООО «ФЕСКО Интегрированный транспорт», представил главные факторы контейнерного рынка на текущий год:

  • Кризис в Красном море,
  • Восстановление грузооборота портов Балтики и Черного моря,
  • Новые контейнерные коридоры пока не запустились,
  • «Сложности» российского следа,
  • Доминирование Китая в торговле и потенциал стран глобального юга,
  • Сложности в проведении валютных платежей,
  • Развитие контейнерных ниш.

Максим Шишков, директор по стратегическому маркетингу ГК «Дело», акцентировал внимание на демографических трендах и все более усиливающемся влиянии политики на логистику. Основываясь на текущей ситуации, ГК «Дело» разработала инструмент «Радар трендов», который помогает оценить силу и степень влияния того или иного тренда на логистику и сроки его реализации. Об инновационных трендах, цифровизации, внедрении ИИ и автоматизации, цифровых платформах и экосистемах в логистике рассказал Артём Семенихин – партнер технологической практики Технологии Доверия (ex-PwC). «ИИ и автоматизация позволяют эффективно оптимизировать процессы, повышая их точность и снижая зависимость от человеческого фактора», – сообщил эксперт. Измерить эффективность внедрения новых решений можно с помощью таких метрик, как Time to Data и Time to Decision.

Анатолий Грек, партнер Strategy Partners, презентовал актуальную статистику по грузовым автоперевозкам – порядка 60% сегмента представлены магистральными перевозками 12+ т, перечислил текущие вызовы для сегмента, в частности рост себестоимости перевозок, дефицит водителей, складских площадей и др. На вопрос «Как цифровые платформы решают проблемы традиционного рынка логистики?» ответил Василий Ушаков – директор по корпоративному развитию и связям с инвесторами ГК «Монополия». По мнению эксперта, в перспективе 5-7 лет Россия может достичь уровня Китая в плане внедрения цифровых решений в логистике и грузоперевозках.

Ольга Федоткина, исполнительный директор СЭЛ, особый акцент сделала на законодательных инициативах. По словам спикера, законопроект о допуске на рынок грузовых автомобильных перевозок сейчас находится в высокой степени готовности и, возможно, в 2025 году будет принят. Также в докладе прозвучали предложенные изменения в 87 ФЗ о транспортно-экспедиционной деятельности и перспективы внедрения электронного документооборота на транспорте.

Важность «обеления» отрасли подчеркнул в своем выступлении Евгений Бабаев, президент АО «ИТЕКО»: «недобросовестные игроки рынка имеют преимущество в 20% от себестоимости перевозки за счет неуплаты налогов при снижении спроса. При этом государство теряет 800-1000 млрд рублей в год, провоцируя банкротство добросовестных игроков и увеличивая долю серого рынка».

Перспективы сектора международной торговли стали ключевой темой доклада Вильгельмины Шавшиной – партнера, руководителя Группы по таможенному регулированию и международной торговле Группа Компаний Б1. Эксперт представила рекомендации для минимизации рисков по части использования агентских структур, затруднениях транзита в связи с запретом вывоза и административной ответственности при транзите.

ПЛЕНАРНАЯ СЕССИЯ «СТРАТЕГИИ ЛИДЕРОВ: КАК ВЫСТРАИВАЮТ СВОЮ ЛОГИСТИКУ КРУПНЕЙШИЕ ЗАКАЗЧИКИ»

В ходе пленарной сессий «Стратегии лидеров: как выстраивают свою логистику крупнейшие заказчики» руководитель департамента по стратегиям и связям с государственными органами ООО «СибКор» Александр Долгих поделился результатами своей компании в плане грузоперевозок. Этот год компания закроет с показателями поставок в объеме 84 млн т угля, из которых 47 млн т отправились на внутренний рынок, а 37 млн т – на экспорт – 9 млн т и западном направлении и 27 млн в восточном. Также спикер перечислил возможные технологические меры для оптимизации логистики на железной дороге: «увеличить средний вес грузовых поездов, сократить межпоездной интервал, нагнать побольше локомотивов на Восточный полигон, побольше инновационных вагонов с повышенной нагрузкой».

TransRussia Summit 2024
Трансроссия Саммит

Равиль Насыбуллов, директор Департамента логистики ПАО «ГМК «Норильский никель», рассказал о новых вызовах в логистике и о том, как компания их решает. Общий грузооборот «Норникеля» составляет 1,8-1,9 млн т за 2023-2024 гг. Основные изменения, затронувшие цепочку поставок продукции, пришлись на западный участок. Как один из итогов, значительные объемы меди были перенаправлены на порты Северной Африки: «там же были вынуждены организовать на долгосрочной основе перевалочную базу, с которой была организована дальнейшая дистрибуция и в Китай, и в Северную Америку».

Заместитель начальника департамента информатизации ОАО «РЖД» Инесса Яковлева поделилась своим мнением о внедрении цифровых технологий в логистические процессы: «На данный момент не все вопросы решены с точки зрения перевода в электронный вид товаросопроводительных документов». С точки зрения эксперта, в рамках автоматизации процессов главные задачи заключаются в увеличении скорости прохождения поездов через пункты пропуска, оптимизации и ускорении таможенных операций, повышении качества данных и эффективности взаимодействия перевозчика, таможенных органов и участников ВЭД.

Юрий Саввин, директор по логистике и управлению коммерческой цепочкой поставки, член Правления ОТЭКО, сообщил, что «основной акцент в работе сейчас ставится на поиске решений по увеличению объемов перевалки грузов вместе с Российскими железными дорогами, другими участниками перевозок, с грузоотправителями». По мнению спикера, в задаче развития инфраструктуры Азово-Черноморского бассейна не обойтись без инвестиций, при этом по опыту портов частные инвестиции позволили иметь профицитные мощности на всех экспортных направлениях.

Заместитель генерального директора, директор по цепочкам поставок и логистике, член Правления ПАО «Магнит» Федор Павловский представил 4 фокуса ПАО «Магнит» внутри страны: надежность, гибкость, эффективность и партнерства с поставщиками. Спикер привел статистику по транспортному парку компании: 2 млн кв м складских площадей, почти 7 тыс. ед. транспорта и более 2 тыс. ед. рефрижераторных прицепов. Орхан Мусайев, руководитель департамента транспортной логистики Russ-Wildberries, рассказал о перспективах развития компании по части логистики – о развитии направлений Юго-восточной Азии, Персидского залива, стран Северной Африки. Также компания планирует увеличить долю собственного автотранспортного парка, чтобы уменьшить влияние внешних факторов на тарифы. На данный момент Russ-Wildberries располагает 2 тыс. единиц техники, и эта цифра будет расти.

Первый заместитель генерального директора по стратегии и развитию Группы компаний «Дело» Александр Иодчин отметил снижение предсказуемости и усложнение планирования в текущих условиях. В качестве решений текущих проблем эксперт рассматривает развитие транспортных коридоров, углубление международного сотрудничества, в частности, торговых связей в рамках БРИКС, государственную поддержку в виде национальных проектов, призванных поддержать отрасль (субсидирование, поддержка экспортеров и др.), инвестиции в инфраструктуру и оборудование.

Александр Хрикулов, заместитель директора Департамента газификации и маркетинга СПГ на внутреннем рынке ПАО «НОВАТЭК» подчеркнул перспективы использования СПГ в грузовом транспорте. Благодаря развитию сети заправок в рамках проекта «Малотоннажный СПГ» на таком топливе, как СПГ, можно довезти грузы уже до Читы. Вера Александрова, управляющий директор корпоративно-инвестиционного блока Банка ВТБ, прокомментировала вопрос развития международных коридоров и магистральной инфраструктуры: «это невозможно без определенной господдержки, включая часть невозвратных средств».

ДИСКУССИЯ «БОЛЕВАЯ ТОЧКА ИЛИ ТОЧКА ОПОРЫ? ЛОГИСТИКА В E-COM»

Дискуссия «Болевая точка или точка опоры? Логистика в e-com» началась с определения текущих контуров логистики и e-com в докладе Екатерины Анциферовой – заместителя генерального директора по коммерции службы доставки Dalli. По данным неполного 2024 года количество заказов составило 6 267 млн шт., а к 2027 году эта цифра, как ожидается, увеличится до 11 651 млн шт. ТОП-3 регионов по относительной доле числа интернет-заказов все еще занимают Москва, Московская область и Санкт-Петербург, но при этом значительный спрос начинает идти от регионов. Одним из ключевых трендов эксперт назвала важность партнерства и выбора партнера в бизнесе.

TransRussia Summit 2024
Трансроссия Саммит

Обзор рынка складской недвижимости представила Маргарита Алефтунова – заместитель директора по работе с корпоративными клиентами NF Group. В России 48,6 млн кв м складской площади, из которых 25,5 млн кв м приходится на Московский регион, 5,3 млн кв м – на Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Порядка 95% объема ввода 2024 года уже законтрактовано, при этом наблюдается снижение объема запросов на складские площади: если в первом полугодии 2024 года запрос составил 14,7 млн кв м, то по предварительным итогам года он уменьшился на 35%, до 9,5 млн кв м.

Артём Потапов, руководитель направления экспресс-доставки Яндекс Доставка, выступил с кейсом «Клиентский сервис на последней миле. 5 точек роста выручки компании». Food-сегмент на сегодняшний день выступает локомотивом экспресс-доставки: 66,9 млн заказов в eGrocery в сентябре 2024 г., 2+ млн доставок продуктов питания в день, более 60% бизнеса Яндекс Доставки в РФ – доставки в food-сегменте. Эксперт представил 5 рычагов управления качеством доставки – это управление: стоимостью доставки, минимальной корзиной, временем доставки, доступностью сервиса, капаситетом.

Георгий Ким, директор по логистике ВсеИнструменты.ру, прокомментировал проблему дефицита курьеров: «действительно, есть дефицит курьеров. Мы понимаем, что заливать проблему деньгами, повышать тарифы – это нерабочая история. Мы строим работу в двух направлениях – как с клиентами, так и с исполнителями, но не только повышая тарифы, но и повышая дисциплину, развивая региональное присутствие».

Проблему дефицита кадров дополнила Надежда Комиссарова – директор по персоналу Бета Про: «не хватает персонала нигде, ни курьеров, ни в рознице, ни на складе». В поисках персонала теперь необходимо мониторить рынок ежемесячно. Для привлечения кадров используются: Headhunter, Avito, различные соц. сети. В заключение эксперт дала рекомендацию – совсем останавливать подбор персонала нельзя, даже если закрыт дефицит, поскольку на возобновление процесса поиска может уйти около трех недель.

Существующие вызовы в связи с логистикой перечислила руководитель группы эффективности цепей поставок Lamoda Анастасия Александрова: «появляется много данных и чисел, нужно много агрегировать и анализировать. При этом качество данных не всегда успевают за трендами. Появляются новые процессы, модели, потребности, а данные не готовы». Не обошла спикер стороной и проблему кадрового дефицита: «Не хватает не только синих воротничков, но и белых воротничков. Проблема с кадрами очень актуальна. Тяжело найти думающего, нацеленного на результат, толкового человека, который может сесть и кропотливо все просчитать».

СЕССИЯ «СКЛАД КАК АКТИВ: ЧТО ВЫБИРАЮТ ЗАКАЗЧИКИ»

Параллельно в другом зале проходила сессия «Склад как актив: что выбирают заказчики». Приглашенные эксперты поделились опытом на тему того, как оптимизировать логистику в условиях нехватки складских площадей и дефицита персонала. Также делегаты узнали результаты исследования TransRussia Connect, посвященного проблемам рынка складской техники.

TransRussia Summit 2024
Трансроссия Саммит

О событиях, которые повлияли на повышение стоимости оборудования, рассказала Мария Алексеенко, руководитель TransRussia Connect. По мнению компаний-участников опроса онлайн бизнес-сообщества, самое большое влияние оказали рост ключевой ставки ЦБ, нехватка персонала и повышение утильсбора. Также Мария рассказала, что в будущем году 39% компаний ожидают рост стоимости покупки складской техники на 20%, а 37% – рост стоимости аренды техники на 10%. Среди основных проблем при выборе оборудования назвали высокую стоимость, неизвестных рынку поставщиков, дефицит запчастей.

О том, как мебельной сети удалось ускорить обработку в 6 раз, рассказал руководитель розничных складов Hoff Дмитрий Сумин. Для этого на объектах компании запустили деление по весогабаритным характеристикам: крупногабаритный товар обрабатывается в распределительных центрах, а мелкогабаритный – на складах магазинов. Также на складах Hoff внедрили калькулятор производительности – он помогает привести все склады к одному знаменателю, измерить эффективность, спланировать фонд оплаты труда и проанализировать процессы.

Директор по логистике АО МПБК «ОЧАКОВО» Вячеслав Бурмистров поделился результатами внедрения автоматизированных решений на складах компании: по его словам, роботизация позволила в краткие сроки увеличить емкость хранения в 2,5 раза. «Как крупный производитель мы пришли к пониманию того, что роботизация нужна на всех этапах – начиная с производства, заканчивая отгрузкой конечному потребителю», – рассказал он.

СЕССИЯ «ЛОГИСТИКА РИТЕЙЛА: ТЕНДЕНЦИИ И ОРИЕНТИРЫ»

Следующая сессия «Логистика ритейла: тенденции и ориентиры» стартовала с доклада Светланы Любовиной, директора по транспортной логистике ЛЕМАНА Про. ЛЕМАНА Про совершает 140 тыс. перевозок в год, при этом 87% приходится на автомобильные перевозки, 12% на железнодорожные перевозки и 1% на паромные отправки. К ключевым проблемам отрасли автомобильных перевозок эксперт отнесла: дефицит кадров (21% дефицит водителей), рост издержек и рост спроса на доставку.

TransRussia Summit 2024
Трансроссия Саммит

Владимир Святов, руководитель проектов Logix, Яков и Партнеры, презентовал успешный кейс по оптимизации магистральных перевозок. В 2023-2024 гг. большинство компаний столкнулось с существенным ростом затрат на транспортную логистику. Ряд игроков отрасли ожидают роста транспортных тарифов в 2025 году на 70%. В представленном спикере кейсе затраты на логистику к продажам у одного крупного ритейлера выросли на 46% за два года. Реализованный проект по оптимизации перевозок позволил сократить издержки более чем на 25% и вернуться на уровень начала 2023 года.

С завершающим докладом на тему «Гибкость логистики. Адаптация к изменениям рынка» выступил Сергей Макаров – директор по городской логистике и инфраструктуре, X5 Транспорт. В качестве ключевого фактора успеха и фундамента тренда на устойчивое развитие эксперт назвал способность логистической компании адаптироваться к вызовам и новым условиям рынка. Максим Юшутин, операционный директор ECCO, поделился решениями по оптимизации логистики. Эксперт призвал обращать внимание на дополнительные критерии: наполнение, рентабельность и оборачиваемость.

Торжественный банкет TransRussia Summit 2024 стал кульминацией деловой программы. Весь вечер для делегатов выступала музыкальная кавер-группа и подавались угощения. Неформальная и непринужденная обстановка способствовали комфортному деловому общению.

TransRussia Summit 2024
Трансроссия Саммит

TransRussia Summit 2024 состоялся при официальной поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей.

Выражаем благодарность генеральному партнеру TransRussia Summit 2024 – банку «Совкомбанк», а также партнерам деловой программы: Координационный совет по трансъевразийским перевозкам (КСТП), Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики, Ассоциация «Цифровой Транспорт и Логистика», компания «Технологии Доверия», Группа компаний «Б1» и агентство Paper Planes.

Информационную поддержку мероприятию оказали: Информационное агентство «РДЖ-Партнер», Газета «Транспорт России», Журнал «Логистика 360», Журнал Cargonomica.

TransRussia Summit 2024 прошел под эгидой крупнейшей в России и странах СНГ Международной выставки транспортно-логистических услуг TransRussia. В 2024 году выставку посетили более 30 000 человек, а участниками выставки стали 583 компании из 20 стран. Организатор TransRussia Summit – ITE Group.

Благодарим всех делегатов и спикеров TransRussia Summit 2024 за участие!

18-20 марта 2025 года в Москве, МВЦ «Крокус Экспо», пройдет 29-я Международная выставка транспортно-логистических услуг, складского оборудования и технологий TransRussia | SkladTech.

Регистрация посетителей на выставку же открыта – получите бесплатный билет по промокоду tr25NEWS!

ПОЛУЧИТЬ БИЛЕТ