TransRussia Summit 2024: официальный пост-релиз
4–5 декабря в Москве на площадке Hyatt Regency Moscow Petrovsky Park впервые состоялся TransRussia Summit – новое мероприятие для профессионалов транспортно-логистической отрасли. Саммит посетили более 180 делегатов, более 30 экспертов выступили в рамках деловой программы.
В течение двух дней TransRussia Summit 2024 выступал в качестве комфортной, современной и эффективной площадки для для получения актуальной информации о динамично меняющейся ситуации в сфере транспортно-логистических услуг напрямую от участников рынка и ведущих аналитиков, а также для поддержания и расширения деловых связей в формате нетворкинга. Руководители транспортно-логистических, сервисных и IT-компаний, руководители направлений ВЭД и международной торговли, директора по логистике и закупкам грузовладельцев – всего более 180 специалистов посетили TransRussia Summit.
Среди ключевых тем TransRussia Summit 2024:
- Перераспределение грузопотоков и изменения логистических маршрутов;
- Прогнозирование и оптимизация затрат на логистику;
- Проблема дефицита кадров и способы ее решения;
- Рынок складской недвижимости и складская логистика;
- Логистика в e-com и в ритейле;
- Цифровая трансформация и автоматизация логистики.
С докладами выступили более 30 экспертов отрасли. Актуальной статистикой и успешными кейсами в логистике поделились руководители крупнейших логистических компаний (ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт», ГК «Дело», ОАО «РЖД», ГК «Монополия», «ИТЕКО» и др.) и компаний-грузовладельцев (СибКор, ПАО «Магнит», ПАО «ГМК «Норильский никель», ПАО «НОВАТЭК», Russ-Wildberries, Lamoda, Лемана ПРО, «Детский мир» и др.).
TransRussia Summit 2024 стартовал 4 декабря с VIP-приема, в рамках которого прошла лекция известного футуролога Данилы Медведева. Вместе с экспертом делегаты спрогнозировали возможные изменения в логистической отрасли, оценили потенциальные риски и подобрали ответы на изменения рыночной ситуации. После лекции состоялся VIP-нетворкинг. Под выс тупление джаз-бенда гости приема попробовали коктейли с изысканными закусками от шеф-повара Hyatt Regency Moscow Petrovsky Park.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК «ИТОГИ, ПРОГНОЗЫ, ИННОВАЦИИ»
Весь день 5-го декабря был посвящен деловой программе: статистике, аналитике и текущему состоянию рынка грузоперевозок, обсуждению вызовов и перспектив транспортной и складской логистики в России. Перераспределение грузопотоков и влияние этих изменений на логистику обсудили эксперты в рамках аналитического блока «Итоги, прогнозы, инновации».
Алексей Кравченко, коммерческий директор ООО «ФЕСКО Интегрированный транспорт», представил главные факторы контейнерного рынка на текущий год:
- Кризис в Красном море,
- Восстановление грузооборота портов Балтики и Черного моря,
- Новые контейнерные коридоры пока не запусти лись,
- «Сложности» российского следа,
- Доминирование Китая в торговле и потенциал стран глобального юга,
- Сложности в проведении валютных платежей,
- Развитие контейнерных ниш.
Максим Шишков, директор по стратегическому маркетингу ГК «Дело», акцентировал внимание на демографических трендах и все более усиливающемся влиянии политики на логистику. Основываясь на текущей ситуации, ГК «Дело» разработала инструмент «Радар трендов», который помогает оценить силу и степень влияния того или иного тренда на логистику и сроки его реализации. Об инновационных трендах, цифровизации, внедрении ИИ и автоматизации, цифровых платформах и экосистемах в логистике рассказал Артём Семенихин – партнер технологической практики Технологии Доверия (ex-PwC). «ИИ и автоматизация позволяют эффективно оптимизировать процессы, повышая их точность и снижая зависимость от человеческого фактора», – сообщил эксперт. Измерить эффективность внедрения новых решений можно с помощью таких метрик, как Time to Data и Time to Decision.
Анатолий Грек, партнер Strategy Partners, презентовал актуаль ную статистику по грузовым автоперевозкам – порядка 60% сегмента представлены магистральными перевозками 12+ т, перечислил текущие вызовы для сегмента, в частности рост себестоимости перевозок, дефицит водителей, складских площадей и др. На вопрос «Как цифровые платформы решают проблемы традиционного рынка логистики?» ответил Василий Ушаков – директор по корпоративному развитию и связям с инвесторами ГК «Монополия». По мнению эксперта, в перспективе 5-7 лет Россия может достичь уровня Китая в плане внедрения цифровых решений в логистике и грузоперевозках.
Ольга Федоткина, исполнительный директор СЭЛ, особый акцент сделала на законодательных инициативах. По словам спикера, законопроект о допуске на рынок грузовых автомобильных перевозок сейчас находится в высокой степени готовности и, возможно, в 2025 году будет принят. Также в докладе прозвучали предложенные изменения в 87 ФЗ о транспортно-экспедиционной деятельности и перспективы внедрения электронного документооборота на транспорте.
Важность «обеления» отрасли подчеркнул в своем выступлении Евгений Бабаев, п резидент АО «ИТЕКО»: «недобросовестные игроки рынка имеют преимущество в 20% от себестоимости перевозки за счет неуплаты налогов при снижении спроса. При этом государство теряет 800-1000 млрд рублей в год, провоцируя банкротство добросовестных игроков и увеличивая долю серого рынка».
Перспективы сектора международной торговли стали ключевой темой доклада Вильгельмины Шавшиной – партнера, руководителя Группы по таможенному регулированию и международной торговле Группа Компаний Б1. Эксперт представила рекомендации для минимизации рисков по части использования агентских структур, затруднениях транзита в связи с запретом вывоза и административной ответственности при транзите.
ПЛЕНАРНАЯ СЕССИЯ «СТРАТЕГИИ ЛИДЕРОВ: КАК ВЫСТРАИВАЮТ СВОЮ ЛОГИСТИКУ КРУПНЕЙШИЕ ЗАКАЗЧИКИ»
В ходе пленарной сессий «Стратегии лидеров: как выстраивают свою логистику крупнейшие заказчики» руководитель департамента по стратегиям и связям с государственными органами ООО «СибКор» Александр Долгих поделился результатами своей компании в плане грузоперевозок. Этот год компания закроет с показателями поставок в объеме 84 млн т угля, из которых 47 млн т отправились на внутренний рынок, а 37 млн т – на экспорт – 9 млн т и западном направлении и 27 млн в восточном. Также спикер перечислил возможные технологические меры для оптимизации логистики на железной дороге: «увеличить средний вес грузовых поездов, сократить межпоездной интервал, нагнать побольше локомотивов на Восточный полигон, побольше инновационных вагонов с повышенной нагрузкой».
Равиль Насыбуллов, директор Департамента логистики ПАО «ГМК «Норильский никель», рассказал о новых вызовах в логистике и о том, как компания их решает. Общий грузооборот «Норникеля» составляет 1,8-1,9 млн т за 2023-2024 гг. Основные изменения, затронувшие цепочку поставок продукции, пришлись на западный участок. Как один из итогов, значительные объемы мед и были перенаправлены на порты Северной Африки: «там же были вынуждены организовать на долгосрочной основе перевалочную базу, с которой была организована дальнейшая дистрибуция и в Китай, и в Северную Америку».
Заместитель начальника департамента информатизации ОАО «РЖД» Инесса Яковлева поделилась своим мнением о внедрении цифровых технологий в логистические процессы: «На данный момент не все вопросы решены с точки зрения перевода в электронный вид товаросопроводительных документов». С точки зрения эксперта, в рамках автоматизации процессов главные задачи заключаются в увеличении скорости прохождения поездов через пункты пропуска, оптимизации и ускорении таможенных операций, повышении качества данных и эффективности взаимодействия перевозчика, таможенных органов и участников ВЭД.
Юрий Саввин, директор по логистике и управлению коммерческой цепочкой поставки, член Правления ОТЭКО, сообщил, что «основной акцент в работе сейчас ставится на поиске решений по увеличению объемов перевалки грузов вместе с Российскими железными дорогами, другими участникам и перевозок, с грузоотправителями». По мнению спикера, в задаче развития инфраструктуры Азово-Черноморского бассейна не обойтись без инвестиций, при этом по опыту портов частные инвестиции позволили иметь профицитные мощности на всех экспортных направлениях.
Заместитель генерального директора, директор по цепочкам поставок и логистике, член Правления ПАО «Магнит» Федор Павловский представил 4 фокуса ПАО «Магнит» внутри страны: надежность, гибкость, эффективность и партнерства с поставщиками. Спикер привел статистику по транспортному парку компании: 2 млн кв м складских площадей, почти 7 тыс. ед. транспорта и более 2 тыс. ед. рефрижераторных прицепов. Орхан Мусайев, руководитель департамента транспортной логистики Russ-Wildberries, рассказал о перспективах развития компании по части логистики – о развитии направлений Юго-восточной Азии, Персидского залива, стран Северной Африки. Также компания планирует увеличить долю собственного автотранспортного парка, чтобы уменьшить влияние внешних факторов на тарифы. На данный момент Russ-Wildberries располагает 2 тыс. единиц техники, и эта цифра будет расти.
Первый заместитель генерального директора по стратегии и развитию Группы компаний «Дело» Александр Иодчин отметил снижение предсказуемости и усложнение планирования в текущих условиях. В качестве решений текущих проблем эксперт рассматривает развитие транспортных коридоров, углубление международного сотрудничества, в частности, торговых связей в рамках БРИКС, государственную поддержку в виде национальных проектов, призванных поддержать отрасль (субсидирование, поддержка экспортеров и др.), инвестиции в инфраструктуру и оборудование.
Александр Хрикулов, заместитель директора Департамента газификации и маркетинга СПГ на внутреннем рынке ПАО «НОВАТЭК» подчеркнул перспективы использования СПГ в грузовом транспорте. Благодаря развитию сети заправок в рамках проекта «Малотоннажный СПГ» на таком топливе, как СПГ, можно довезти грузы уже до Читы. Вера Александрова, управляющий директор корпоративно-инвестиционного блока Банка ВТБ, прокомментировала вопрос развития международных коридоров и магистральной инфраструктуры: «это невозможно без определенной господдержки, включая часть невозвратных средств».
ДИСКУССИЯ «БОЛЕВАЯ ТОЧКА ИЛИ ТОЧКА ОПОРЫ? ЛОГИСТИКА В E-COM»
Дискуссия «Болевая точка или точка опоры? Логистика в e-com» началась с определения текущих контуров логистики и e-com в докладе Екатерины Анциферовой – заместителя генерального директора по коммерции службы доставки Dalli. По данным неполного 2024 года количество заказов составило 6 267 млн шт., а к 2027 году эта цифра, как ожидается, увеличится до 11 651 млн шт. ТОП-3 регионов по относительной доле числа интернет-заказов все еще занимают Москва, Московская область и Санкт-Петербург, но при этом значительный спрос начинает идти от регионов. Одним из ключевых трендов эксперт назвала важность партнерства и выбора партнера в бизнесе.
Обзор рынка складской недвижимости представила