Выставка TransRussia 2023 завершила работу

Подошла к концу 27-я Международная выставка транспортно-логистических услуг, складского оборудования и технологий TransRussia | SkladTech. В финальный день выставки состоялось 5 деловых мероприятий – ознакомьтесь с их краткими итогами в новости.

В 2023 году выставку TransRussia и специальную экспозицию SkladTech посетили 27 010 чел., что на 45% больше, чем в 2022 году. Участниками TransRussia | SkladTech 2023 стали 430+ компаний. В рамках деловой программы состоялось 26 деловых мероприятий – сессии, дискуссии, круглые столы и др. Ключевым событием стал Транспортно-логистический конгресс «ТРАНСРОССИЯ 2023», длившийся на протяжении всех трех дней выставки. Свои доклады представили 185 спикеров-экспертов отрасли.

TransRussia 2023
TransRussia 2023

Как и в первые два дня, деловые мероприятия проходили на трех площадках: в Главном зале, на SKLADTECH АРЕНА и в TRANSRUSSIA АКАДЕМИЯ.

ГЛАВНЫЙ ЗАЛ

19 апреля в Главном зале прошло два деловых мероприятия. В 10:20 состоялось интервью на сцене с Марьей Дей – генеральным директором PONY EXPRESS. В рамках интервью эксперт ответила на вопросы, касающиеся приоритеты СЕО логистической компании, новые трансграничные направлений в 2023 году, поделилась взглядом на логистический рынок в России, рассказала о полезных привычках СЕО для управления компанией и др.

Интервью с Марьей Дей >>

С 11:00 до 13:00, при партнерстве Совета профессионалов по цепям поставок, прошла Панельная сессия «SCM Club - клуб директоров по логистике и цепям поставок». В ходе встречи эксперты ответили на следующие вопросы: как преодолеть текущие вызовы в условиях санкций и неопределенности? Как выстроить коллаборацию ритейлеров и поставщиков в сквозной цепи поставок end-to-end? Как обеспечить координацию процессов цепи поставок и их компонентов?

SKLADTECH АРЕНА

Вопросы страхования грузов обсудили участники PUBLIC TALK «Изобретая страхование заново: как защитить риски транспортных компаний в новых реалиях?», партнером которого выступила СК Panditrans.

Александр Петренко, заместитель генерального директора ООО «Панди Транс» (сетевой партнёр ТТ Клуба) отметил, что год назад логистический рынок столкнулся с новой реальностью, в которой массово ломались цепочки поставок. У страховщиков также было много проблем, связанных с перестройкой бизнеса, в том числе по итогам принятия 55-ФЗ, запретившего сделки со страховщиками и перестраховщиками из недружественных стран.

Между тем, перестрахование хотя и очень важный, но не единственный аспект новой реальности. Николай Кудряков, заместитель генерального директора АО «Страховая компания «ПАРИ» подчеркнул, что изменения рынка были кардинальными. В частности, сегодня огромное количество экспортных перевозок страхуется российскими компаниями, а это новые рынки, новые условия и новые обстоятельства.

По словам экспертов сессии, изменились игроки, маршруты и риски. Поэтому, чтобы эффективно выстроить отношения со страховщиками участникам логистического рынка необходимо встречаться и вести открытый диалог. Сергей Семенков, директор департамента департамент страхования судов и грузов АО «Совкомбанк Страхование», отметил, что новые партнеры, новая логистика, новые транспортные коридоры влекут новые убытки. «Поэтому диалог я рассматриваю как первоочередную задачу. Надо садиться за стол переговоров», – отметил эксперт.

Дмитрий Маслов, начальник отдела страхования грузов СК «Турикум» согласился с коллегой и добавил, что привычные схемы не работают, поэтому чем честнее страхователь со своим страховщиком, тем больше шансов на успех. Пока же страховым компаниям приходится по ниточке вытягивать информацию у логистов.

Между тем, спикеры единогласно отметили, что российская логистика очень хорошо справляется с вызовами, что можно видеть, в том числе, на экспозиции TransRussia.

TRANSRUSSIA АКАДЕМИЯ

С 11:00 до 12:30 на площадке TRANSRUSSIA АКАДЕМИЯ, При поддержке CCI FRANCE RUSSIE, проходило Выездное заседание комитета по таможне и транспорту франко-российской ТПП: «Как европейские компании перестроили свои цепочки поставок в рамках текущего контекста».

Своим практическим опытом по перевозкам в нынешних реалиях поделились приглашенные эксперты. В качестве модератора и спикера выступил Алексей Мисаилов – директор по продажам и маркетингу в FM LOGISTIC RUSSIA, на одной сцене с Анастасией Осиповой – экспертом по ВЭД с многолетним опытом работы в качестве руководителя таможенных операций. Многие слушатели из зала – практикующие специалисты, рассказали сообществу и своем опыте логистики и дали советы.

Эксперты начали дискуссию с европейских санкций, их влияния на российскую транспортную логистику, контрсанкций. С весны 2022 года такое решение как «перегруз-перецеп» начало действовать в полную силу. О том, как это решение действует на практике, прокомментировали из зала. Специалист сообщил о периодически возникающих проблемах с документами, но она решаемая. На перегруз компания теряет 1-2 недели, срок доставки увеличился в 2-3 раза. Как сказал слушатель, компания ищет более оптимальные решения: «работать по-старому невозможно, как работать по-новому – пока не понятно». Главной проблемой специалист из зала назвал потерю отклика по информации. Груз может пропадать на неделю, поэтому актуальнее становится вопрос диспетчеризации, отслеживания грузов в реальном времени.

В дальнейшем спикеры и специалисты из зала сосредоточились на вопросе трансшипмента. По данным Алексея Мисаилова, стоимость контейнерных перевозок в мире резко упала. Так, в несколько раз снизился Шанхайский индекс: перевозка из Шанхая до Гамбурга теперь стоит $1,5 тыс. В то же время из Шанхая в Россию – $7-8 тыс. Логичным вариантом представляется пользование трансшипмента – привезти товар в Европу и далее в Россию. Однако большинство компаний пока не рискуют по этому поводу.

TransRussia 2023
TransRussia 2023

Эксперты уделили внимание вопросам автоперевозок и логистики через Калининград. Одна из последних тенденций: в Россию привозят товары перевозчики из других стран. Регистрируют машины на разные страны и диверсифицируют потоки. Что касается Калининграда, то его инфраструктура не очень большая, мало терминалов. Турция, напротив, стала вторым хабом для консолидации грузов и их отправки в Россию. Из зала экспертов дополнили: по идущему потоку грузов в Россию Турция стала наравне с Казахстаном. Это автомобильные перевозки, паромы. Как сообщает специалист, увеличилась пропускная способность морской доставки из Турции по Черному морю, из Стамбула в Новороссийск.

Дальнейшая дискуссия затронула вопросы текущего и потенциального транзита грузов через Европу, Восток и Китай. Устоялось мнение, что скоро через Европу транзит окончательно прекратится. Спикеры с этим не согласны и убеждают: товары из Европы можно завозить через Финляндию, Беларусь, Польшу (Козловичи) и др. пункты. Летом 2022 года случился коллапс из-за переориентации экспорта России с запада на восток. Через образовавшееся «бутылочное горлышко» на востоке в один момент перестали приходить поезда. Алексей Мисаилов уточнил, что простой поездов на границе доходил до 1-1,5 месяцев.

Перспективы Юго-Восточной Азии в области транзита обсудили специалисты из зала. Юго-Восточная Азия повысила свою роль в области перевозок. Российские компании ушли от консолидации грузов в Европе и перешли к схеме, по которой товарный поток из Юго-Восточной Азии шел напрямую в Россию. Выбор доставки зависит от транзитного времени, стоимости доставки. Специалисты напоминают – необходимо учитывать загрузку портов. Кому нужно быстро доставить, тому подойдет автомобильный транспорт, но он дороже. При доставках из Китая необходимо учитывать дополнительные факторы: расписание поездов, погодные условия, наличие фитинговых платформ.

С целью оптимизировать затраты клиентов эксперты предлагают два решения. Во-первых, планировать свои продажи – учитывать реальные транзитные сроки. Во-вторых, следить за ситуацией и отслеживать новые маршруты, следить за трендами. Как говорит специалист из зала: «Сегодняшний день – это время возможностей и для провайдеров, и для компаний». Анастасия Осипова советует уделить особое внимание решению вопросов с таможенным оформлением – заранее готовить экспортные декларации, обращать внимание на маркировку.

В 13:00 деловые мероприятия на площадке TRANSRUSSIA АКАДЕМИЯ продолжил круглый стол: «Логистика под санкциями 2.0. От теории к действиям: маршруты, возможности, решения».

Модерировал мероприятие генеральный директор АСЕХ Group Мирослав Золотарев. Партнер мероприятия: ACEX Drive.

С первым докладом выступила Людмила Симонова – управляющий партнер исследовательского агентства, M.A. Research. Докладчик представила статистику по международным перевозкам, российскому экспорту и импорту. По итогам 2022 года международные грузопотоки РФ снизились на 4,2%, экспорт на 2,8%, импорт на 13,8%. Контейнерный оборот упал на 28%, при этом перевалка грузов ВЭД увеличилась на символические 0,4%. На 2,9% сократилась перевалка грузов в Балтийском порту, при этом на Азово-Черноморском и Дальневосточном увеличилась на 2,7% и 1,5% соответственно. Как показали результаты 2022 года, российские экспортеры довольно быстро адаптировались к новым условиям. При этом снижение доли поставок из ЕС, США, Японии и Южной Кореи не удалось восполнить за счет импорта из других стран (Китая, Турции, Казахстана и Беларуси).

Георгий Властопуло, генеральный директор Optimalog, презентовал варианты новых цепочек поставок. В своем докладе эксперт оценивает выпадающий импорт товаров из недружественных стран на уровне до $90 млрд. По его мнению, 2022 год не был показательным, это был год резкой адаптации, шоковых сценариев, новых реалий, к которым адаптировался российский бизнес. В 2023-2024 гг. можно будет наблюдать реализацию санкционных сценариев из 2022 года. Спикер обращает внимание на то, что поворот на восток не произошел быстро – китайский импорт вырос только на 8% по итогам 2022 года.

Докладчик отметил 4 варианта ввоза товаров в РФ: косвенный реэкспорт, косвенный транзит (для санкционных товаров), прямой реэкспорт и ввоз через прокси-страну. Чем сложнее схема, тем выше стоимость доставки. По мнению докладчика, следует думать не о развороте на восток, а о том, где и как доставлять технологичные западные товары. И дополняет, что зависимость от экономики Китая не дает возможности диверсифицировать риски.

TransRussia 2023
TransRussia 2023

Иван Савушкин рассказал о рабочих инструментах ВЭД-2023. Сейчас самыми актуальными вопросами клиентов компании сейчас стали: как оплатить, как доставить, где найти. Эксперт отмечает следующие возможности по ввозу грузов в Россию: прямой ввоз через третьи страны, прямой реэкспорт, косвенный реэкспорт, ложный (прерванный) транзит. Эксперт представил несколько логистических схем, в том числе через прокси-страну (на примере Турции, автоперевозок через Беларусь), авиадоставки грузов из США (через Турцию). Однако, все эти логистические схемы не подходят для санкционных грузов.

Андрей Гречкин, генеральный директор ООО «Дальрефтранс», представил основные тренды и вызовы транспортной логистики в 2021-2023 гг. В их числе: изменение структуры грузовой базы, решение вопроса нехватки парка, геоэкспансия, нехватка провозной способности РЖД. В качестве перспективных маршрутов спикер называет страны Персидского залива, Египет, Ближний восток.

Следующая выставка TransRussia, уже 28-я по счету, состоится 15-17 апреля 2024 года в Москве, МВЦ «Крокус Экспо».

Ждем вас на TransRussia | SkladTech в следующем году!