Интервью на сцене с Марьей Дей
19 апреля на выставке TransRussia 2023 состоялось интервью с Марьей Дей – генеральным директором компании Pony Express. Беседу вел заместитель директора Координационного совета по логистике Василий Демин.
В ходе интервью эксперт осветила такие темы, как приоритеты СЕО логистической компании, новые трансграничные направления в 2023 году, текущее состояние логистического рынка в России, полезные привычки СЕО для управления компанией и другие.
– Марья, какие у тебя приоритеты, как у СЕО крупной логистической компании?
Приоритеты генерального директора логистической компании такие же, как и у директора любой другой компании. Это ответственность за финансовый результат, работа на сервис – как нас воспринимают клиенты. Я бы добавила бы еще два пункта, про которые часто забывают генеральные директоры: адекватное взаимодействие с собственниками и акционерами, а также построение эффективной команды.
– А как достичь эти приоритеты? Это как раз то, что отличает эффективного менеджера от неэффективного. Приведу пример: иногда владельцы довольно крупных компаний, на мой взгляд, чересчур сильно углубляются в логистику. Ведь главный фокус СЕО – стратегическое развитие, в таком случае ускользает у него из внимания. В каких случаях концентрация на логистике может помочь, а в каких вредит?
Самое страшное, что может произойти в компании – это когда СЕО решит, что он логист. Я работала в таких компаниях: работа превращается в постоянное отстаивание своей точки зрения и здравого смысла. Я всегда говорю: самая главная задача генерального директора – сделать самое главное самым главным. Если вы считаете, что в компании главное то, какой марки будет куплен штабелер – это проблема.
– Чем еще нужно грузовладельцу, помимо низкой цены и услуги по доставке товаров из пункта «А» в пункт «Б»?
Я продолжаю считать, что логистика – это отрасль, которую несправедливо душат не первый год. Я считаю, что стоимость должна и будет справедливой. С моей точки зрения, продукт в логистике состоит из трех измерений: весогабаритные характеристики, направление передвижения в пространстве, как и в какой системе это учтено и отражено. Попытки логистических компаний уйти от цифровизации, не инвестировать в нее должны закончиться. Однозначно, в основе той стратегии, которую мы утвердили и будем реализовывать, лежит цифровизация.
– В вашей компании вы подсчитываете, анализируете выгоды от цифровизации? Или вы действуете на ощущениях, понимая, что это нужно?
Никаких ощущений нет. Всю цифровизацию я делю на две части. Во-первых, гигиена – то, что обязательно должно быть. Не понимаю, как может не быть приложения в AppStore и Google Play. Во-вторых, полный подсчет ценности, которую проект принесет. В компании мы взяли однозначный курс на цифровизацию.
– Какие новые трансграничные направления востребованы в 2023 году?
Турция – это в 7-8 раз выросший трафик. Много уже говорили об этом: понятно, что это СНГ, ЕАЭС, Китай и Ближний Восток.
– Я убежден, что этот год произойдет под знаком герметизации параллельного импорта. Могут быть приняты какие-то новые решения и те цепочки, которые уже наладили крупные компании, могут быть разрушены. Прорабатываются ли сейчас запасные варианты?
Мне кажется довольно странным пытаться предугадать то, что будет завтра. Я руководствуюсь принципом: «делай, что должен, и будь что будет». Все, на что можешь повлиять – влияй. Пытаться предугадать – предлагаю этим не заниматься. Если заниматься вечно построением плана Б, то можно сойти с ума.
– Какие логистические сервисы не развиты в России, но могут быть востребованы клиентами?
Нет таких. Россия с точки зрения развития екома уже приближается к мировым лидерам, в том числе с точки зрения логистики. Что касается логистических услуг – они представлены более чем. По поводу начинки – многие игроки ушли. Их нужно быстро импортозаместить.
– Следующий вопрос касается взгляда на логистический рынок в России. Как ты видишь изменение объемов на ближайшие 1-2 года? Новые значимые игроки? Каково будет распределение между существующими?
Лидером курьерской доставки станет Pony Express – сегмент B2B мы уже взяли на 10%, скоро будет 20%. Я не люблю давать прогнозы. Я думаю, что логистика будет справедливо дорожать. Надо перестать заниматься «чернухой», деньги в конверте – это 1990 год. Вторая история – тяжелый труд, подразумевающий справедливую выплату людям. Поработайте курьером – сразу начнете понимать, где неэффективность. Она, как правило, среди неэффективного топ-менеджмента.
С точки зрения объемов, с одной стороны мы видим инфляцию, с другой – снижение покупательной способности. Мне кажется, что это очередная сжимаемая пружина – не думаю, что будет колоссальное изменение объемов, просто новое перераспределение. Стоимость и эффективность должны и будут расти. Объемы, думаю, сильно не изменятся.
– Завершающий вопрос: поделись, пожалуйста, полезными привычками СЕО, которые помогают управлять компанией?
Меня учили двум вещам. Первое: есть понятие «агрессивности», которую я трансформировала в бизнесе в профессиональную агрессию. Это про высокий уровень энергии, точность, схватку. Второе: понятие «системность», из которой исходит последовательность. Я думаю, то, что должен признать каждый СЕО личной целью и ответственностью – контроль за своим уровнем энергии. СЕО должен вести компанию и команду вперед. Мотивировать команду, не будучи замотивированным самим, бессмысленно и разрушительно.