Цифровизацию и электронный документооборот обсудили на площадке TRANSRUSSIA АКАДЕМИЯ
17 апреля на площадке TRANSRUSSIA АКАДЕМИЯ прошла 7-я конференция «IT-решения на транспорте и в логистике». Делимся ее краткими итогами.
В рамках 7-й конференция «IT-решения на транспорте и в логистике» IT-специалисты транспортно-логистических компаний рассказали о своем опыте применения информационных технологий в новых условиях, обсудили процессы цифровизации отрасли и поделились своим видением развития IT направления в своих компаниях. Как общий итог, основные факторами меняющие логистику и IT сегодня:
- Уход крупных перевозчиков.
- Перераспределение экспортных и импортных потоков.
- Рост доли ЖД перевозок.
- Перевалка грузов со сменой контейнеров в зарубежных портах.
- Сокращение доли линейных контейнеров.
Все это непременно способствует перестройки логистических процессов и в IT области, в частности. Сейчас важно активно выстраивать многие процессы заново соверщенствовать внутрикорпоративную цифровую экосистему, автоматизации и особое внимание уделять кибербезопасности в сегодняшнее время.
Конференция завершилась обсуждением вопроса: «Что ждет рынок IT в транспортной отрасли в конце 2023– начале 2024 гг.?», и тут, в целом, настрой позитивный, но есть еще масса нюансов, которые требуют быстрой проработки и умение адаптироваться.
Панельная сессия «Бумага не все стерпит: как транспортные компании переходят на электронный документооборот» стала одним из ключевых мероприятий конференции «IT-решения на транспорте и в логистике» и прошла при полном зале. Стратегическим партнером сессии выступила Ассоциа ция «Цифровой транспорт и логистика», модератором – директор Ассоциации Полина Давыдова. Она напомнила, что система электронного документооборота пока работает на добровольной основе и многие процессы идут в тестовом режиме, но планируется, что после 2024 года она станет обязательной, и в ближайшем будущем эту сферу ждут обширные изменения. Уже с 1 марта 2023 года система была расширена и включила в себя новые документы: электронный путевой лист, электронный заказ и электронный договор фрахтования.
Дмитрий Скачков, директор департамента цифрового развития Минтранса России отметил, что ГИС ЭПД (государственная информационная система электронных перевозочных документов) позволит ускорить взаиморасчеты между контрагентами, сэкономить время и средства на оформление бумажной документации, сделать систему более прозрачной. Ключевой же для компаний является необходимость уже сегодня перестраивать свою работу на электронный документооборот, чтобы бесшовно перейти на него в будущем.
Герман Суконников, заместитель начальника департамента цифровизации ОАО «РЖД» рассказал об интеграции систем ЭТРАН и ЭПД. У РЖД уже существует система – ЭТРАН. На сегодня она включает 55,5 тыс. пользователей, 19 тыс. организаций, 5 млн документов ежемесячно. Более 100 видов документов доступно в этом сервисе. Работает также технология безбумажной международной грузовой мультимодальной перевозки Интеркран. Сейчас стоит необходимость интегрировать эти системы с ЭПД. «К слиянию этих систем мы отнеслись как к бизнес-идее, которая бы несла выгоду всем участникам. Поэтому выбрал и мультимодальныую модель, включающую на настоящий момент автомобильный и железнодорожный транспорт», - рассказал г-н Суконников. По его оценке, работать с электронным оборотом можно очень эффективно, но только при условии высокого уровня информационных систем.
Николай Асаул, генеральный директор ГУП «Мосгортранс» рассказал, что Мосгортранс находится на острие процесса ввода электронного оборота. «Мы ждали, когда сможем перейти к электронному путевому листу, потому что это системообразующий документ, который крайне важно цифровизировать. Ежедневно мы выпускаем на линию порядка 5,4 транспортных средств, соответственно каждый день формируется около 7,5 тыс. бумажных путевых листов, а это более 2 тонн бумаги ежемесячно. Только водитель тратит на работу с путевым листов порядка 5 дней в году, не говоря уже о работниках других служб. После введения цифры, по нашим подсчетам, мы сможем сэкономить половину затрачиваемого сегодня времени, более 30 млн рублей ежегодно – на оптимизации штата, более 6,5 млн рублей ежегодно – за счет экономии на печати путевых листов. Уже в мае мы планируем запустить пилот по переходу путевых листов на цифру и если все будет работать корректно, то в июне в рамках теста отказаться от бумаги, а к концу года полностью перейдем на цифру», - сказал Николай Асаул.
Илья Перевалов, директор ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» резюмировал, что ГИС ЭПД – это единое окно для взаимодействия бизнеса и государства и главное, что она дает – это стандарты информационного обмена для все участников. Егор Глухов, заместитель генерального директора «Такском» дополнил, что благодаря цифровизации снижается риск потери документов, а также перевозчик гораздо быстрее получает деньги за свои услуги, причем эти сроки сокращаются в разы.
Последним деловым мероприятием 7-й конференции «IT-решения на транспорте и в логистике» стала панельная дискуссия «Прокладывая курс в цифровом море». Модератором мероприятия выступила Светлана Прусова – Директор по международному сотрудничеству и взаимодействию с органами государственной власти, транспортная группа FESCO.
С первым докладом выступил Виталий Клюев. Эксперт сообщил, что система по отслеживанию кораблей действует еще с 2009 года. С 2024 года вступают с силу общемировые рекомендации по единому морскому окну. Большинство стран мира стремится к тому, чтобы им соответствовать. Минтранс в данный момент разрабатывает законопроект с целью создания правового поля для эксплуатация автономных судов. Три автономных судна уже эксплуатируются в России в рамках эксперимента. В июле-августе уже может появиться правовое поле.
Следующий доклад представила Елена Казарина – Директор коммерческого департамента, Акционерное общество «Владивостокский морской торговый порт». «ВМТП» внедрял цифровые технологии еще до пандемии, одна из них – цифровой двойник. Каждое движение контейнера можно отследить в системе. ИИ подсказывает, в какую часть порта лучше разместить груз, оптимизируя время и пространство. «ВМТП» и дальше будет проводить курс на цифровизацию. Докладчик назвала две инновации: в части импортных грузов – автоматическое согласование опасных грузов; в части экспорта – электронные экспортные погруз-поручения.
Владимир Коростелев, Представитель Национальной Ассоциации морских агентов в Москве, Директор проекта Single Window («Группа Морской Экспресс») презентовал цифровую платформу портового сообщества tradelens.ru. В морских пунктах пропуска РФ информация сейчас подается через четыре информационные системы и два канала связи (e-mail и факс). Количество информационных систем, по мнению эксперта, нужно наоборот сократить, унифицировать до одной. Иными словами, создать механизм морского единого окна – единый канал между морским переводчиком и государством. Три года назад MAERSK и IBM начали разрабатывать платформу tradelens.ru. Разработку проекта MAERSK и IBM спикер предлагает продолжить на российской платформе.