ОСНОВНЫЕ ВЫЗОВЫ В ЗАКУПКАХ И ЛОГИСТИКЕ В 2022 ГОДУ
Как производителям и ритейлерам бороться с логистическими проблемами
В декабре 2021 года Координационный совет по логистике (КСЛ) совместно с 26-й Международной выставкой транспортно-логистических услуг, складского оборудования и технологий TransRussia провели масштабное исследование логистики компаний-производителей и ритейлеров. С помощью этого исследования удалось собрать достоверные данные по отрасли, понять ключевые тренды ее развития и изучить:
- ожидаемый рост затрат на основные статьи расходов (персонал, технологии, площади);
- ожидаемый уровень дефицита ресурсов;
- приоритетные бизнес-задачи для компаний в части логистики;
- логистические технологии, в которые стоит вкладываться в 2022 году. Первая часть результатов исследования будет представлена на 25-м Московском Международном Логистическом Форуме (ММЛФ), который пройдет с 16 по 19 марта.
В преддверии ММЛФ-2022 КСЛ провел большой стрим на тему «Топ-3 убийственных проблем в закупках и логистике в 2022 году и как их решать», где спикеры поговорили о том, как производителям и ритейлерам бороться с самыми острыми проблемами в логистике. Ведущая стрима — Ксения Кувшинова, руководитель проекта CPOCLUB. В качестве экспертов выступили Василий Демин, д.т.н., заместитель директора КСЛ, и Виктор Коданев, International Supply Chain Manager в Dodo Brands.
3 главные проблемы в логистике:
1. Дефицит и критичное для бизнеса удорожание ключевых ресурсов
В 2021 году остро встала проблема дефицита линейного персонала на складах, транспорта, складских мощностей и технологий. Следствием этого стало повышение цен на основные логистические ресурсы. Во время стрима также было отмечено, что сегодня немногие компании используют электронную торговую площадку (ЭТП), а некоторые — так и не научились с ней работать.
Примером компании, не испытавшей трудностей в 2021 году, например с дефицитом персонала, стал Decathlon. Проблем удалось избежать вследствие хорошей внутренней производственной культуры, лояльности компании, эргономики труда и роботизации.
Для решения же проблемы с дефицитом складских площадей спикеры предложили переместить низкооборачиваемые товары на низкостоимостные склады.
2. Увеличение стоимости обработки заказов в e-commerce
Не менее болезненной проблемой в логистике стало повышение цен на обработку заказов в e-commerce у ритейлеров и дистрибьюторов при работе с маркетплейсами. Причина — повышенная трудоемкость процессов. По мнению экспертов, с e-commerce работают те компании, которые готовы долгое время трудиться себе в убыток, но в конечном счете завоевать свое достойное место на рынке.
Сегодня каналы продаж в e-commerce трансформируются. Предприятие может сотрудничать с маркетплейсами, но как работать с ними наиболее эффективно, пока мало кто понимает. Либо у компании есть возможность создать свой интернет-магазин и осуществлять продажи в том числе через него.
3. Увеличение сроков поставок (lead time)
Проблему увеличения времени исполнения заказа наглядно демонстрирует ситуация с товарами из Китая, сложившаяся в 2021 году: вместо 2-3 месяцев посылки стали приходить через 8-9 месяцев. Это повлекло за собой снижение оборачиваемости запасов и оборотного капитала, а также уменьшение объемов продаж из-за несоответствия фактических запасов и спроса. На рынке сложилась ситуация, когда склады заполнены товаром, но спрос на них падает, в результате чего продукция не продается, и возникает нехватка складских помещений.
Важно понимать, что срок поставки продукции состоит из того, как мы обрабатываем потребности, срока готовности товара и срока его доставки. Как следствие, решением по уменьшению сроков поставок может быть:
- сокращение сроков обработки заказа;
- установление долгосрочных отношений с поставщиками;
- гибкие матрицы согласования сделок, договоров, спецификации;
- ликвидация устаревших циклов согласования различных процессов;
- автоматизация этих процессов.
Главное — повышать качество планирования в компании:
- включать анализ макроэкономических факторов;
- анализировать спрос и потребительское поведение;
- учитывать сырьевой индекс и прогнозы погоды. Для борьбы с увеличением lead time необходимо повышать открытос ть и прозрачность в цепях поставок, поскольку это является залогом конкурентоспособности компании, а также делиться прогнозами со своими поставщиками, чтобы выстроить с ними доверительные отношения.
Кроме того, рекомендуется обратить внимание на наличие внутри каждого пула транснациональных корпораций, средних компаний, крупного и малого бизнеса, восточных, западных и российских поставщиков.
В рамках стрима спикеры также обсудили, как тренд на внедрение ESG-принципов повлиял на логистические процессы. Эксперты считают, что в ближайшее время ESG никак не улучшит ситуацию в логистике, а скорее наоборот создаст проблемы с точки зрения затрат и времени исполнения заказа. Однако крупнейшие компании России показали, насколько стратегия ESG важна.
Вторая часть результатов исследования КСЛ будет эксклюзивно представлена на 26-й Международной выставке транспортно-логистических услуг, складского оборудования и технологий TransRussia.
КСЛ является соорганизатором специальной экспозиции SkladTech, посвященного складской технике, системам хранения, погрузо-разгрузочному оборудованию и средствам автоматизации склада, который пройдет в рамках выставки TransRussia.