Главные итоги второго дня TransRussia 2022


Более 16 000 специалистов посетили выставку TransRussia 2022 за два дня

Во второй день TransRussia 2022 на площадке выставки проходила 26-я Международная конференция для грузовладельцев и перевозчиков «ТрансРоссия» и 2-я отраслевая конференция «Логистика в электронной коммерции». Эксперты транспортно-логистической отрасли обсудили состояние рынка.
 

26-я Международная конференция для грузовладельцев и перевозчиков «ТрансРоссия»

Стратегическая сессия «Вперёд к мультимодальности: электронный документооборот»

Стратегическая сессия открыла 26-ю Международную конференцию для грузовладельцев и перевозчиков «ТрансРоссия». Модератором мероприятия выступила Полина Давыдова, исполнительный директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика».

В сессии принял участие Ян Комаха, заместитель директора Департамента цифрового развития Министерства транспорта Российской Федерации, и подробно рассказал о созданной в 2021 году государственной информационной системе электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Планируется, что с сентября текущего года ГИС ЭПД станет возможным на автотранспорте в добровольном формате, а к 2024 году произойдет расширение на все виды транспорта.

Оксана Долгих, начальник отдела разработки перспективных таможенных технологий Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России, подчеркнула, что сегодня ФТС создает около 1000 документов в электронном виде, из них несколько сотен используются для внешнего взаимодействия. Ключевая задача — не перечеркнуть уже достигнутые результаты.

Лариса Коршунова, директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «ОТЛК ЕРА», в своем выступлении обозначила основное преимущество накладной ЦИМ/СМГС — это отсутствие необходимости переоформления перевозочного документа при переходе с одного транспортного права на другое.

В рамках сессии Олег Виниченко, исполнительный директор дирекции цифровых решений для госсектора ПАО Сбербанк, поделился опытом тестовой эксплуатации ГИС ЭПД и рассказал о готовности операторов электронного документооборота к использованию системы. Главный итог: на текущий момент ключевые операторы уже имеют подключение и адаптировали свои системы для того, чтобы передавать данные в ГИС ЭПД.

Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ), считает, что сейчас очень важно дать возможность компаниям, которые будут переходить на электронный документооборот, работать в максимально комфортных условиях и не тратить время на дублирование юридически значимых данных на бумаге.

Главный тезис Антона Петракова, директора по корпоративным отношениям и связям с органами государственной власти ЯндексGO: переход на цифровые технологии в транспортно-логистической отрасли означает повышение конкурентоспособности. Если не идти по пути цифровизации, то это приведет к дополнительным расходам.

Участниками стратегической сессии также стали Евгений Южаков, генеральный директор «ФЕСКО Транс», и Павел Поляков, председатель Комитета по коммерческо-правовым вопросам Ассоциации морских торговых портов (АСОП).

Дискуссионная сессия «Порты и морская логистика в условиях нестабильности»

Продолжила программу мероприятий дискуссионная сессия. В качестве модератора выступил Алексей Романенко, председатель совета директоров и старший партнер компании «НЭО Центр».

Павел Поляков поделился результатами за первый квартал 2022 года, однако подчеркнул, что их релевантность будет более показательна по результатам второго квартала. Елена Казарина, коммерческий директор ВМТП, подчеркнула, что переориентация с западного направления на восточное действительно ощущается, но пока сложно сказать, в каких объемах она будет. Александр Сапронов, первый заместитель генерального директора по железнодорожному бизнесу АО «Национальная транспортная компания», также отметил, что значение восточного полигона растет, и потребность в перевозках на восток будет только увеличиваться. Андрей Ященко, старший вице-президент по экономике и финансам ООО «УК «Дело», считает, что основной эффект от происходящих сегодня изменений можно будет увидеть, вероятно, в мае-июне текущего года. По мнению генерального директора АО «ИК «РЖД-Инвест» Ивана Григоровича, в данный момент нужно смотреть на новые транспортные коридоры.

Итоговая стратегическая сессия «Транспорт и логистика: адаптация к новой реальности»

Эксперты транспортно-логистической отрасли обсудили, что происходит с рынком и какие сценарии его развития могут быть. Модератором стратегической сессии стал Александр Ованесов, управляющий партнер Arthur D.Little Russia.

Илья Елецких, член Правления Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики, отметил, что нагрузка на производственные процессы усиливается, и подчеркнул вероятность усиления конкуренции за грузовладельцев.

Управляющий директор группы компаний «Совтрансавто» Владимир Тян заметил, что обычно кризисы происходят органически, а сегодняшняя кризисная ситуация на рынке — искусственно созданная. Автотранспорт конкурирует с ж/д транспортом уже не так, как раньше.

Генеральный директор ООО «Траско» Евгений Шакалида считает, что для автологистики, к сожалению, наступают сложные времена. Однако компания продолжает свое движение и переключается на другие страны, в частности Китай и государства Средней Азии.

По словам Антона Замкова генерального директора ООО «РТ-ИНВЕСТ Транспортные Системы», последний год ситуация в автомобильном сегменте была стабильной, однако сейчас, безусловно, изменилась. В данный момент стоит вопрос замещения иностранных перевозчиков на отечественные тяжелые автомобили.

Александр Пьянков, директор по управлению цепями поставок FESCO, видит в уходе ряда иностранных игроков новые возможности для российских компаний. Эксперт также считает, что если бы не было ограничений последних двух лет, то всем участникам рынка было бы тяжелее.

Максим Филимонов, вице-президент по GR и PR УК «ДЕЛО», подчеркнул, что все логистические цепочки пострадали от этого кризиса, и сейчас за несколько месяцев нужно придумать новую логистику для того, чтобы экономика работала. Было особо отмечено, что с уходом иностранных компаний рынок столкнется с дефицитом контейнеров и ящиков, поэтому надо налаживать собственное производство.

Юрий Юрьев, директор по мультимодальным перевозкам АО «Почта России», заметил, что для клиентов сроки сейчас не так критичны, как объемы поставки. Развитие происходит в направлении замещения иностранных курьерских компаний. Кроме того, сокращается время на принятие решений.

По мнению Алексея Федотова, директора по развитию бизнеса сервиса Яндекс Доставка, пока не появится единая цифровая платформа, объединяющая все процессы, любая сложная ситуация, возникающая на рынке, каждый раз будет восприниматься болезненно.

В сессии также принял участие Ерлан Абсатов, генеральный директор Союза транспортников Казахстана Kazlogistics, который в том числе рассказал о программе контейнеризации грузов в Казахстане.

В завершение сессии Александр Ованесов представил четыре сценария развития рынка: «восстановление статуса-кво», «огосударствление», «переболели и стали сильнее» и «развитие в замкнутой системе». Сценарии развития зависят от силы/длительности санкций и способности создать условно независимую собственную/дружественную логистическую систему.
 


Одновременно в рамках 26-й Международной конференции для грузовладельцев и перевозчиков «ТрансРоссия» в конференц-зале G прошли несколько отраслевых мероприятий.

Открытый разговор с РЖД-Партнером

Спикеры отметили, что данный разговор очень важен для стратегических целей, так как вагоностроение — прогрессивная отрасль в машиностроении. В целом вагоностроителей санкции коснулись меньше всего, так как, например, крупное вагонное литье — это 100%-ная локализация производства на внутреннем рынке. Единственная проблемный элемент в литье — это конический импортный подшипник.

На сессии обсудили риски, барьеры и пути решения. К рискам относятся: риски снижения грузовой базы, запрет ввоза определенной номенклатуры, риск дефицита контейнеров, уход крупных игроков с рынка, остановка предприятий, срыв СПИК в области производства подшипников. Среди решений: увеличение собственного ресурса, организация ввоза подшипников из других стран и временное снятие заградительных пошлин, восстановление собственной подшипниковой промышленности.

Заседание экспертного научного совета КСТП «Трансграничность: глядя за горизонт»

Ключевой тезис, прозвучавший на заседании: формируя трансграничность, нужно убирать барьеры. Цифровизация и электронный документооборот — главный тренд будущего. Повысить качество можно благодаря целостному процессу, а именно нужно заниматься бесперебойностью поставок, необходимо повышать квалификацию персонала при переходе на цифровизацию и инфраструктурную связность цепей поставок. В перспективе рынок будет меняться в объеме перевозок.

На данный момент самая самодостаточная отрасль — железнодорожная. Эксперты обсудили современные тренды развития ж/д грузовых сообщений, обуславливающих внедрение безбумажных технологий, так как электронные документы помогают оптимизировать управление грузоперевозками, но при этом есть барьеры: высокая стоимость, сложность, недостаточность нормативно-правового обеспечения и другие.

Панельная сессия «Законодательное обеспечение развития непрерывной холодильной цепи оборота скоропортящейся продукции в РФ (НХЦ РФ)»

На мероприятии было отмечено, что нужно наладить организацию всей системы прослеживаемости транспортировки скоропортящейся продукции в цепи поставок. На данный момент система не содержит алгоритма принятия управленческих решений при обнаружении нарушений температурного режима при перевозке скоропортящейся продукции. Важно установить единые требования на всех этапах формирования НХЦ РФ на всех видах транспорта.

На сессии обсудили комплекс решений по данной теме: нужно развивать производство, рефрижераторные контейнеры, вагоны, автономные рефрижераторные вагоны для перевозки скоропортящейся продукции, потому что по прогнозам Минсельхоза РФ объемы мясной и рыбной продукции будут увеличиваться.

Антон Востриков, директор по развитию ООО «Полярная звезда», представил современные технологии энергообеспечения, а именно инновационную разработку научно-технической лаборатории компании — энергоконтейнер, который позволит сократить издержки на поддержание температурного режима в 2-3 раза. В мае планируется тестовая отправка.

26-я Международная конференция для грузовладельцев и перевозчиков «ТрансРоссия» продолжит свою работу завтра — 14 апреля. Ознакомиться с расписанием мероприятий конференции можно здесь>>

2-я отраслевая конференция «Логистика в электронной коммерции»

Во второй день выставки TransRussia 2022 также состоялась 2-я отраслевая конференция «Логистика в электронной коммерции». Ключевой тезис мероприятия — будущее развития электронной торговли за логистикой. Этот тренд просматривается как среди интернет-магазинов, так и среди маркетплейсов.

По оценкам экспертов, в ближайшие пять лет на рынке произойдет консолидация: останутся несколько крупных маркетплейсов и много нишевых. Что касается самой логистики, основная часть будет развиваться в рамках последней мили. Если сейчас крупные игроки развивают пункты выдачи заказов, то в будущем эксперты прогнозируют постоматы в каждом подъезде.

А вот сегмент курьерской доставки, несмотря на бурный рост сегодня, будет значительно трансформирован. По мнению специалистов, городская инфраструктура не приспособлена под большое количество курьеров. Как вариант их может частично заменить пневмопочта. Главным трендом в логистике электронной коммерции по-прежнему остается роботизация, автоматизация и развитие искусственного интеллекта.
 

Завтра, 14 апреля, заключительный день выставки TransRussia 2022

Получите бесплатный билет на выставку по промокоду mbw22news

Получите билет
Назад